Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдения, выполняемые на неспециализированных судах (обычно называемых попутными), являются важнейшим источником данных о природе Мирового океана за периоды, не освещенные инструментальными съемками. Они сохраняют свое значение до настоящего времени. Наряду с массовыми стандартными наблюдениями, выполняе­ мыми штурманским составом, большое значение для фундаментальной науки имеют работы специализированных экспедиционных групп на попутных судах, особенно в тех районах океана и в те сезоны, когда возможности экспедиционного флота крайне огра­ ничены. Одним из эффективных методов организации регулярных наблюдений являет­ ся использование коммерческих судов в качестве платформ для размещения океаногра­ фических приборов. Определенный недостаток методики - концентрация наблюдений вдоль маршрутов традиционного мореплавания. Однако, во-первых, измерения с попут­ ных судов следует рассматривать как дополнение к дистанционным измерениям и дан­ ным свободно дрейфующих буев, позволяющее повысить разрешение сети наблюдений и восполняющее недостатки других средств исследований; во-вторых, в труднодоступ­ ных арктических морях, покрытых льдом, попутные наблюдения могут, по сути, являться единственным способом получения океанографических данных [Смирнов и др., 2005]. С1996 г. Мурманский морской биологический институт (ММБИ) проводит попутные наблюдения по трассе Севморпути с борта атомных и дизель-электрических ледоколов, судов ледового класса. До 2012 г. гидрологические наблюдения на ходу осуществлялись с помощью отбора проб воды ведром на веревке из верхнего слоя. Измерялась темпера­ тура воды поверхностным термометром, отбиралась проба на определение солености. Только на случайных стоянках при благоприятных ледовых условиях была редкая воз­ можность провести СТД-зондирование водной толщи от поверхности до дна с помощью профилографов SEACAT SBE19 или ME [Смирнов и др., 2005; Моисеев и др., 2007]. В практике судовых высокоширотных экспедиций широко используются отрыв­ ные одноразовые зонды (рис. 27). Наблюдения с помощью данных приборов можно про­ изводить в отсутствии специально оборудованного рабочего места без остановки судна, т.е. с минимальными потерями судового времени [Коровин, 1994; Кузьмин, Ипатов, 2011]. Различают отрывные батитермографы ХВТ (expendable BathyThermograph) и отрывные батитермосалинографы XCTD (expendable Conductivity, Temperature, Depth profiler). Измерительный комплекс ХВТ состоит из системы сбора данных (ноутбук и кон­ вертор), располагающейся на борту судна, и приспособления для запуска теряемого датчика температуры, который измеряет температуру воды в ходе свободного падения (рис. 2а). Падающий датчик связан с системой сбора данных тонкой проводящей прово­ локой (0.15 мм), используемой для передачи измерений в реальном масштабе времени. Глубина, на которой проводится измерение, вычисляется по времени падения датчи­ ка с использованием хорошо калиброванного уравнения падения [Смирнов и др., 2005]. В комплекс XCTD входят бортовая система сбора данных, пусковое устройство и те­ ряемый зонд, в котором размещены электроника, датчики температуры и электропрово­ димости (рис. 276). Проводимость измеряется с помощью индуктивной ячейки, которая обнаруживает наведенную электродвижущую силу (ЭДС) в тороиде в связи с условиями морской воды. Температура определяется путем измерения изменения сопротивления 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz