Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.
ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдения, выполняемые на неспециализированных судах (обычно называемых попутными), являются важнейшим источником данных о природе Мирового океана за периоды, не освещенные инструментальными съемками. Они сохраняют свое значение до настоящего времени. Наряду с массовыми стандартными наблюдениями, выполняе мыми штурманским составом, большое значение для фундаментальной науки имеют работы специализированных экспедиционных групп на попутных судах, особенно в тех районах океана и в те сезоны, когда возможности экспедиционного флота крайне огра ничены. Одним из эффективных методов организации регулярных наблюдений являет ся использование коммерческих судов в качестве платформ для размещения океаногра фических приборов. Определенный недостаток методики - концентрация наблюдений вдоль маршрутов традиционного мореплавания. Однако, во-первых, измерения с попут ных судов следует рассматривать как дополнение к дистанционным измерениям и дан ным свободно дрейфующих буев, позволяющее повысить разрешение сети наблюдений и восполняющее недостатки других средств исследований; во-вторых, в труднодоступ ных арктических морях, покрытых льдом, попутные наблюдения могут, по сути, являться единственным способом получения океанографических данных [Смирнов и др., 2005]. С1996 г. Мурманский морской биологический институт (ММБИ) проводит попутные наблюдения по трассе Севморпути с борта атомных и дизель-электрических ледоколов, судов ледового класса. До 2012 г. гидрологические наблюдения на ходу осуществлялись с помощью отбора проб воды ведром на веревке из верхнего слоя. Измерялась темпера тура воды поверхностным термометром, отбиралась проба на определение солености. Только на случайных стоянках при благоприятных ледовых условиях была редкая воз можность провести СТД-зондирование водной толщи от поверхности до дна с помощью профилографов SEACAT SBE19 или ME [Смирнов и др., 2005; Моисеев и др., 2007]. В практике судовых высокоширотных экспедиций широко используются отрыв ные одноразовые зонды (рис. 27). Наблюдения с помощью данных приборов можно про изводить в отсутствии специально оборудованного рабочего места без остановки судна, т.е. с минимальными потерями судового времени [Коровин, 1994; Кузьмин, Ипатов, 2011]. Различают отрывные батитермографы ХВТ (expendable BathyThermograph) и отрывные батитермосалинографы XCTD (expendable Conductivity, Temperature, Depth profiler). Измерительный комплекс ХВТ состоит из системы сбора данных (ноутбук и кон вертор), располагающейся на борту судна, и приспособления для запуска теряемого датчика температуры, который измеряет температуру воды в ходе свободного падения (рис. 2а). Падающий датчик связан с системой сбора данных тонкой проводящей прово локой (0.15 мм), используемой для передачи измерений в реальном масштабе времени. Глубина, на которой проводится измерение, вычисляется по времени падения датчи ка с использованием хорошо калиброванного уравнения падения [Смирнов и др., 2005]. В комплекс XCTD входят бортовая система сбора данных, пусковое устройство и те ряемый зонд, в котором размещены электроника, датчики температуры и электропрово димости (рис. 276). Проводимость измеряется с помощью индуктивной ячейки, которая обнаруживает наведенную электродвижущую силу (ЭДС) в тороиде в связи с условиями морской воды. Температура определяется путем измерения изменения сопротивления 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz