Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.
Также необходимо коснуться проблемы влияния ледовой проводки судов на по пуляции морских млекопитающих. Как известно, в ближайшем будущем планируется осуществление круглогодичной сквозной проводки судов по всей трассе Севморпути. Можно предположить, что некоторый ущерб будет наноситься популяциям таких лас тоногих, как кольчатая нерпа, во время движения судов в припайных льдах в весенний период. Для белых медведей представляет опасность так называемое этологическое загряз нение - модификация поведения под влиянием человека. Так, например, в ноябре 2005 г. самка с двумя лончаками в течение четырех суток находились вблизи а/л «Советский Союз», находящегося на «дежурной» стоянке во льдах, периодически подходя к борту суд на, подбирали пищевые отходы (рис. 19]. Кроме того, проходящие одиночные половоз релые медведи не подходили близко к этой семейной группе. Лишь один из них прибли зился к медвежатам, спровоцировав этим самку на проявление активно-оборонительной реакции. По мнению большинства наблюдателей, во время движения судна белые медве ди начинают проявлять реакцию избегания при приближении ледокола к ним на дистан цию не менее чем 300-200 м (рис. 20). Рис. 20. Белый медведь, убегающий от ледокола 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz