Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.
вотных. Снаступлением светлого времени суток полоса учета увеличивается до 1000 м и более по каждому борту судна. Для определения дистанции до обнаруженных живот ных использовался угломер (клинометр). Штурманская группа оказывала содействие в проведении наблюдений. Фиксировались дата, время и координаты учетного марш рута, места обнаружения белых медведей или их следов, дистанция проявления оборо нительной реакции (избегания), особенности ледовой обстановки. Особое внимание уделялось описанию поведения одиночных животных или их се мейных групп (рис. 16), возраст медвежат (сеголеток, лончак). Направление движения животных или их следовых ходов определялось по компасу. Текущие координаты снима лись при помощи GPS-приемников. Кроме того, регистрировались сведения, относящиеся к кормовой базе белых медведей - места лежки, лазки и продухи ластоногих. Также отмечались песцы, их следы и птицы. Наблюдения за поведением животных проводились с помощью бинокля (10-30 х 25). В подавляющем большинстве случаев регистрировались свежие следы белых медведей, поскольку старые следы постоянно заносятся снегом. Использование в перспективе портативных тепловизоров сможет повысить точность учетов. Во время технологических стоянок ледоколов («дежурства») наблюдали за поведением медведей или их семейных групп. Нередко животные подходили вплотную к борту судна. Оценка плотности распределения белых медведей проводилась как по результа там их визуальной регистрации, так и по количеству наследов на свежем снегу во время движения ледокола, скорость которого могла достигать 12 узлов. Такой способ приме- J * і Рис. 16. Белые медведи в Карском море 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz