Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.

вотных. Снаступлением светлого времени суток полоса учета увеличивается до 1000 м и более по каждому борту судна. Для определения дистанции до обнаруженных живот­ ных использовался угломер (клинометр). Штурманская группа оказывала содействие в проведении наблюдений. Фиксировались дата, время и координаты учетного марш­ рута, места обнаружения белых медведей или их следов, дистанция проявления оборо­ нительной реакции (избегания), особенности ледовой обстановки. Особое внимание уделялось описанию поведения одиночных животных или их се­ мейных групп (рис. 16), возраст медвежат (сеголеток, лончак). Направление движения животных или их следовых ходов определялось по компасу. Текущие координаты снима­ лись при помощи GPS-приемников. Кроме того, регистрировались сведения, относящиеся к кормовой базе белых медведей - места лежки, лазки и продухи ластоногих. Также отмечались песцы, их следы и птицы. Наблюдения за поведением животных проводились с помощью бинокля (10-30 х 25). В подавляющем большинстве случаев регистрировались свежие следы белых медведей, поскольку старые следы постоянно заносятся снегом. Использование в перспективе портативных тепловизоров сможет повысить точность учетов. Во время технологических стоянок ледоколов («дежурства») наблюдали за поведением медведей или их семейных групп. Нередко животные подходили вплотную к борту судна. Оценка плотности распределения белых медведей проводилась как по результа­ там их визуальной регистрации, так и по количеству наследов на свежем снегу во время движения ледокола, скорость которого могла достигать 12 узлов. Такой способ приме- J * і Рис. 16. Белые медведи в Карском море 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz