Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.

Мурманский морской биологический институт проводит наблюдения за белы­ ми медведями на атомных ледоколах с 1996 г. Суда ФГУП «Атомфлот» являются уни­ кальными платформами для проведения маршрутных учетов морских млекопитающих в высоких широтах [Матишов и др., 1996, 2000] (рис. 14, 15). Во время плановых выхо­ дов ледоколов для проводки судов на них размещалась экспедиционная группа ММБИ. До 2004 г. ледоколы проходили по всей трассе Северного морского пути от Мурманска до Берингова пролива [Биология ... 2007]. В последние годы маршруты рейсов на вос­ токе доходили до устья р. Енисей. Исключение составил рейс а/л «Арктика» в ноябре 2007 г., когда было достигнуто Восточно-Сибирское море. Методика сбора и обработки данных была модифицирована сообразно условиям проведения исследований. В течение 15 лет наблюдения за распределением и поведе­ нием белых медведей осуществлялись в период с ноября по апрель с ходового мости­ ка или пеленгаторной палубы атомных ледоколов и лихтеровозов. В зависимости от конструкции судна возвышение места наблюдения над поверхностью льда составляло 20-30 м. Значительная часть работ проводилась в условиях полярной ночи. При бла­ гоприятных метеорологических условиях мощная осветительная техника позволяет обнаружить следы животных на расстоянии до 300 м, а в ряде случаев - и самих жи- Рис. 13. Отсутствие у белого медведя страха перед стоящим судном - возможный источник конфликтов и не­ гативного воздействия на вид [Матишов и др., 2013] 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz