Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

I. ДРИФТЕРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В МОРСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ Дрифтерный промысел — один из старейших видов мор­ ского рыболовства Западной Европы. Он существовал уже в X V I I столетии. Родиной его нужно считать Голландию. Вначале это был примитивный плавной лов в прибреж­ ных водах, производившийся с небольших парусных лодок. В гаком виде этот промысел сохранился кое-где в фиордах Н о р ­ вегии и Северной Шотландии по настоящее время. Видоизменения плавного лова в открытом море шли сле­ дующими путями: удлинение сетей и необходимость применения для выхода в море более крупных судов заставили использо­ вать толстый канат, г помощью которого порядок сетей кре­ пился к судну, в то же время этот канат являлся основой, скрепляющей между гобой отдельные сети, — так появился вожак. Наблюдения за вертикальным распределением сельди при­ вели к необходимости регулировать положение сетей в толще воды, что было достигнуто применением буев с различной длиной поводцов. В течение всего X I X века подтягивание вожака на судно осуществлялось ручным кабестаном, на котором работало не менее четырех человек. В 1894 году был изобретен паровой шпиль для выборки вожака. Это дало толчок к дальнейшему усовершенствованию техники дрифтерного лова, позволив удлинять дрифтерный п о ­ рядок и, в свою очередь, заставило увеличить размеры судна для этого вида лова. Параллельно с усовершенствованием техники дрифтерного лова осваивались и более отдаленные районы Северного моря. В начале нашего столетия на судах дрифтерного лова ста­ ли применяться паровые машины и двигатели внутреннего сго­ рания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz