Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

ной наборной сетей для следующего замета. При этом удлине­ ние процесса выборки полностью компенсируется тем, что с окончанием мод ема порядка мы имеем его готовым к следую­ щему замету. Одновременная выборка и тряска рыбы определяется не­ обходимостью сохранения качества сельди. Живую или окоче­ невшую сельдь, о чем уже упоминалось ранее, во много раз легче вытряхивать из сетей, чем рыбу, которая пролежала на іалубе в сетях несколько часов и стала мягкой. При значительных уловах можно рекомендовать произво­ дить выборку в 2— 3 приема, каждый раз убирая и засаливая сельдь. Это важно для сохранения качества сырца, так как ры ­ ба лучше сохраняется в воде, чем на палубе. Совмещение работы по выборке, тряске и наборке сетей облегчает работу команды, освобождая ее от повторного пере- бирания всего порядка. Н а Мурмане часто практикуется (на дрифтерботах) мет­ ка сетей с кормовой площадки, предназначенной для кошель­ кового и снюрревадного лова. Д л я этого все сети, буи, повод- иы переносят после вытряхивания рыбы на корму. Не говоря уже о том, что эта работа чрезвычайно трудоемкая, смысл ее может быть оправдан только в штилевую погоду, когда сети приходится метать на ходу судна. Работа по выборке дрифтерного порядка с одновременной тряской рыбы требует привлечения всех наличных сил экипа­ жа, включая комсостав и машинную команду. Это касается также обработки улова. Команда, работая интенсивно в тече­ ние всего дня, отдыхает ночыо, за исключением вахтенного штурмана, который должен следить за правильностью сплыва­ ющего порядка. Техника выборки порядка при шотландском и голланд ­ ском способе существенно различается. При шотландском способе вожак закладывается в мал- гоггер, установленный на планшире фальшборта в 3,5— 4 м. от форштевня на рабочем борту судна. При выборке свобод­ ного вожака судно подрабатывает малым ходом вперед. Дойдя до первого поводца на вожаке, шпиль останавливают, и не­ сколько человек подтягивают вручную боковую кромку край ­ ней сети, которую расправляют широким полотнищем по бор­ ту судна. С этого момента начинается регулярная, точно распреде­ ленная между командой работа (см. рис. № 39). У малгоггера находится дрифмейстер, на обязанности которого лежит отвя­ зывание вожаковых поводцов; он же регулирует работу шпи­ ля. Отвязывание сильно затянутого узла вожакового поводца требует большой ловкости и сноровки. Как только покажется узел поводца на вожаке, дрифмейстер старается «высмык- 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz