Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

пив вожак, растягивать порядок задним ходом или передним, перенеся вожак на корму. Работать машиной надо на самых малых оборотах с перерывами, избегая чрезмерного натяжения. Провисание вожака при слабом дрейфе особенно опасно при голландском способе работы с сетями, так как вожак мо­ жет задеть верхний край сетей. Поэтому, работая с голланд­ ским порядком, рекомендуется на удаленных от судна сетях привязывать к вожаку дополнительные буи в промежутках ме­ жду основными. Наблюдая дрифтерный порядок с самолета, можно видеть, чю обычно начальные от судна сети расправлены хорошо и эта часть порядка имеет почти прямую линию. К противоположному же концу порядок принимает волно­ образную линию и буи сближены. Д л я усиления растягива­ ния порядка рекомендуют к противоположному от судна концу ьожака подвязывать водяной якорь небольших размеров (рис. № 36). Серьезным осложнением во время сплывания порядка я в ­ ляется изменение направления ветра. Изменение направления ьетра до 90 по отношению к первоначальному положению по­ рядка не существенно, так как судно, постепенно поворачивая, увлекает за собой порядок, изменяя его положение. Если же направление ветра изменилось в больших пределах, необходи­ мо срочно выбрать свободный вожак до соединения, подвязать к нему концевой буй с флажком, перейти на противоположный гонец порядка и, выбрав несколько сетей с тонким вожаком, продолжать дрейф. ; Одним из наиболее опасных моментов дрейфа является чрезмерно большие уловы. Сельдь при замирании, несмотря на свой малый удель­ ный вес, (близкий к 1, тонет, увлекая за собой сети. З а т оп л е ­ ние порядка возможно уже при уловах в 150— 200 кг. на сеть. Потери порядков из-за чрезмерных уловов в условиях Мур- мана наблюдались неоднократно. Главной причиной этому бы ­ ло плохое качество буйков. Во избежание затопления порядков необходимо следить за исправностью буйков, а во время дрейфа тщательно наблю­ дать з а положением буйков в воде, и при погружении их бо­ лее чем на Ѵ3 немедленно выбирать порядок. В тихую погоду, одновременно с выборкой порядка, целесообразно направить шлюпку для подвязывания дополнительных буев, а при ката­ строфическом затоплении для поддержания порядка использо­ вать шлюпки. Нормальная промысловая работа с дрифтерными сетями — один дрейф в сутки, поэтому целесообразно проводить дрейф не менее 8 часов, захватывая вечернюю и утреннюю зори. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz