Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.
протяжении порядка является одинаковым по величине и на правлению, то. очевидно, будет иметь место только поступа тельное движение судна и порядка. Никаких сил, растягиваю щих порядок, и т. д. под влиянием такого течения не возника ет, так что провес каната и сетей будет происходить так ж.?, как и при отсутствии течения. 3. Ветер. Гакпм образом, единственным источником сил, растягивающих порядок, является движение дрифтера относи тельно всей массы воды, в которой покоится сетной порядок. Движение это вызывается, прежде всего, силой ветра, действу ющей непосредственно на судно (но не на погруженные под воду сети), а также возникшим под влиянием ветра поверхно стным течением. Следовательно, все явление идет следующим образом. К сетному порядку, покоящемуся в воде (и находя щемуся под действием одной лишь силы тяжести), приклады вается горизонтальная сила, действующая по направлению во жака. Эта сила вызывает движение всего порядка относитель но массы воды, а движение порядка вызывает силу сопротив ления воды этому движению равную и противоположную с и л е - . Сила сопротивления определяется площадью сетного по рядка (длина порядка и высота сетей). Сила, растягивающая порядок, зависит от силы ветра и ветробойности корабля (пло щади его надводных бортов и надпалубных надстроек), а так же положения корабля по отношению направления ветра. Величина провеса зависит от сил, растягивающих поря док, а также от веса сетей, вожака и улова. Оптимальными условиями дрейфа нужно считать такие, когда дрифтерный порядок расправлен. но сила натяжения судна не перекашивает его и ячея сети сохраняет правильную форму. Поэтому размеры судна определяют длину дрифтерно го порядка. При одних и тех же условиях погоды (главным образом силы, ветра), при использовании большого судна с небольшим количеством сетей дрейф будет протекать неправильно, так как порядок под влиянием силы дрейфа судна будет переко шен и положение поводцов (под острым углом к вожаку) мо жет привести к наматыванию их на вожак. Наоборот, при чрезмерно большом порядке и небольших размерах судна про исходит провисание сетей, сближение буйков и в конечном итоге спутывание порядка. В тех случаях, когда в результате свежего ветра порядок испытывает чрезмерное натяжение, необходимо вытравить до полнительно 100—200 метров вожака. При очень сильном дрейфе с носа судна спускают 1— 2 водяных якоря. (См. рис. До 36). При работе с шотландским порядком рационально у края последней сети подвязать до полнительные буи н, немного отступя к судну, закрепить на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz