Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

протяжении порядка является одинаковым по величине и на­ правлению, то. очевидно, будет иметь место только поступа­ тельное движение судна и порядка. Никаких сил, растягиваю­ щих порядок, и т. д. под влиянием такого течения не возника­ ет, так что провес каната и сетей будет происходить так ж.?, как и при отсутствии течения. 3. Ветер. Гакпм образом, единственным источником сил, растягивающих порядок, является движение дрифтера относи­ тельно всей массы воды, в которой покоится сетной порядок. Движение это вызывается, прежде всего, силой ветра, действу­ ющей непосредственно на судно (но не на погруженные под воду сети), а также возникшим под влиянием ветра поверхно­ стным течением. Следовательно, все явление идет следующим образом. К сетному порядку, покоящемуся в воде (и находя­ щемуся под действием одной лишь силы тяжести), приклады­ вается горизонтальная сила, действующая по направлению во­ жака. Эта сила вызывает движение всего порядка относитель­ но массы воды, а движение порядка вызывает силу сопротив­ ления воды этому движению равную и противоположную с и л е - . Сила сопротивления определяется площадью сетного по­ рядка (длина порядка и высота сетей). Сила, растягивающая порядок, зависит от силы ветра и ветробойности корабля (пло ­ щади его надводных бортов и надпалубных надстроек), а так­ же положения корабля по отношению направления ветра. Величина провеса зависит от сил, растягивающих поря­ док, а также от веса сетей, вожака и улова. Оптимальными условиями дрейфа нужно считать такие, когда дрифтерный порядок расправлен. но сила натяжения судна не перекашивает его и ячея сети сохраняет правильную форму. Поэтому размеры судна определяют длину дрифтерно­ го порядка. При одних и тех же условиях погоды (главным образом силы, ветра), при использовании большого судна с небольшим количеством сетей дрейф будет протекать неправильно, так как порядок под влиянием силы дрейфа судна будет переко­ шен и положение поводцов (под острым углом к вожаку) мо­ жет привести к наматыванию их на вожак. Наоборот, при чрезмерно большом порядке и небольших размерах судна про­ исходит провисание сетей, сближение буйков и в конечном итоге спутывание порядка. В тех случаях, когда в результате свежего ветра порядок испытывает чрезмерное натяжение, необходимо вытравить до­ полнительно 100—200 метров вожака. При очень сильном дрейфе с носа судна спускают 1— 2 водяных якоря. (См. рис. До 36). При работе с шотландским порядком рационально у края последней сети подвязать до­ полнительные буи н, немного отступя к судну, закрепить на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz