Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

В работе по выметыванию порядка обычно участвует вся команда, при этом у сеток работает также и кочегар, а маши­ нист в это время обслуживает один и машину и котел. При благоприятной погоде весь процесс выметывания пп- рядка длиной 80—85 сетей проходит быстро. Почти 2,5 км. сетей выметываются за 25— 40 мин., в среднем со скоростью 4*1— 60 м. в минуту. При менее благоприятной погоде выметы­ вание затягивается, и тогда после выметки каждой четверти порядка, обозначаемой особыми буйками, часть команды ме­ няется местами. Однако в наиболее ответственных местах по передаче и подвязыванию поводцов к вожаку № 1, № 7 и матрос № 9 не меняются. При работе с голландским порядком на парусных судах (когда не было еще судов с механическими двигателями) во- жаковый трюм располагался сзади трюма для сетей и кормо­ вой части судна. Выметка порядка протекала следующим обра­ зом. После спуска конца вожака с буем начинали вытравли­ вать за борт сети. Судно в это время шло вперед, с убавлен­ ной парусностью. Таким образом, вожак шел позади сетей, че­ рез ролик, установленный на борту судна против вожакового трюма. При этом вожак шел в натянутом состоянии, а сети были несколько ослаблены. Подвязывание сетных и буйковых поводцов происходило одновременно у борта судна. Схема вы ­ метки при таком способе дается на рис. № 32. После того, как появились суда с механическими двига­ телями, техника выметки дрифтерного порядка коренным обра­ зом изменилась, и голландский порядок представилось удоб­ ным метать задним ходом судна, В связи с этим отсек вожакового трюма был перенесен в носовую часть судна, там же устанавливается и паровой шпиль.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz