Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

в канатном трюме, свободно вытравливается через поперечный ролик люка и бортовой роульс (малгоггер), установленный на планшире против канатного люка. З а правильностью выхода вожака из трюма следит матрос № 9, который во время работ стоит в трюме посреди сложенного кругами вожака. Когда при ьытравливании вожака подходит место связки отдельных кон­ цов вожака (или соединительная скоба «чекель»), матрос № 9 предупреждает об этом матроса № 1, стоящего у борто­ вого роульса. Этот последний внимательно следит во время подвязывания к вожаку поводцов и во избежание задевов и срыва роульса проводит через него соединительное, звено. Самой ответственной работой во время выметывания по­ рядка является подвязывание к вожаку поводцов нижней под­ боры сетей. При значительной скорости выметывания, пример­ но 2 сетки в минуту, матросу № 1 (дрифмейстеру) приходится делать два надежных узла в минуту и притом в точно опреде­ ленные моменты. Подвязывание поводцов к вожаку произво­ дится в строго согласованном порядке: в момент, когда на бор­ ту показываются места соединения двух смежных сетей, гіово- дец крепится на вожке двойным выбленочным узлом. Только при согласованном креплении поводцов к вожаку достигается правильное положение порядка в воде, а также избегаются пе­ рекосы сетей и возможные разрывы их. При выметывании по­ рядка матрос № 1 всегда стоит лицом к сетям впереди роуль­ са, чтобы удобнее было наблюдать за ходом сетей. Кроме то­ го, такое положение предохраняет его от удара вожаком, если последний во время качки судна выскочит из роульса. Поводцы крепятся к вожаку выбленочным узлом (рис. № 31). Этот простой и в то же время очень надежный узел быстро захлестывается и сравнительно легко развязывается при выборе порядка. Как только матрос № 8 передает конец поводца матросу № 1, последний перед роульсом делает вокруг (все время вы­ травливаемого) вожака одну или две петли и, захватив их, держит на весу до нужного момента, после чего спускает пет­ ли и быстро затягивает узел. Вместе с узлом поводца вожак пропускается через роульс и после этого поводец выбрасывает­ ся матросом № 2 вместе с сетями. Обычно этот узел употреб­ ляется с двумя захлестывающими петлями. В некоторых слу­ чаях для усиленного крепления и предотвращения скольжения узла по вожаку накладывается дополнительная третья ■ петля, между двумя первыми и в таком виде узел затягивается. Д е р ­ жится такой узел крепче обычного, но зато р а зв я зыв а ть его при выборке значительно труднее, поэтому он 'применяется сравнительно редко. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz