Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.
в канатном трюме, свободно вытравливается через поперечный ролик люка и бортовой роульс (малгоггер), установленный на планшире против канатного люка. З а правильностью выхода вожака из трюма следит матрос № 9, который во время работ стоит в трюме посреди сложенного кругами вожака. Когда при ьытравливании вожака подходит место связки отдельных кон цов вожака (или соединительная скоба «чекель»), матрос № 9 предупреждает об этом матроса № 1, стоящего у борто вого роульса. Этот последний внимательно следит во время подвязывания к вожаку поводцов и во избежание задевов и срыва роульса проводит через него соединительное, звено. Самой ответственной работой во время выметывания по рядка является подвязывание к вожаку поводцов нижней под боры сетей. При значительной скорости выметывания, пример но 2 сетки в минуту, матросу № 1 (дрифмейстеру) приходится делать два надежных узла в минуту и притом в точно опреде ленные моменты. Подвязывание поводцов к вожаку произво дится в строго согласованном порядке: в момент, когда на бор ту показываются места соединения двух смежных сетей, гіово- дец крепится на вожке двойным выбленочным узлом. Только при согласованном креплении поводцов к вожаку достигается правильное положение порядка в воде, а также избегаются пе рекосы сетей и возможные разрывы их. При выметывании по рядка матрос № 1 всегда стоит лицом к сетям впереди роуль са, чтобы удобнее было наблюдать за ходом сетей. Кроме то го, такое положение предохраняет его от удара вожаком, если последний во время качки судна выскочит из роульса. Поводцы крепятся к вожаку выбленочным узлом (рис. № 31). Этот простой и в то же время очень надежный узел быстро захлестывается и сравнительно легко развязывается при выборе порядка. Как только матрос № 8 передает конец поводца матросу № 1, последний перед роульсом делает вокруг (все время вы травливаемого) вожака одну или две петли и, захватив их, держит на весу до нужного момента, после чего спускает пет ли и быстро затягивает узел. Вместе с узлом поводца вожак пропускается через роульс и после этого поводец выбрасывает ся матросом № 2 вместе с сетями. Обычно этот узел употреб ляется с двумя захлестывающими петлями. В некоторых слу чаях для усиленного крепления и предотвращения скольжения узла по вожаку накладывается дополнительная третья ■ петля, между двумя первыми и в таком виде узел затягивается. Д е р жится такой узел крепче обычного, но зато р а зв я зыв а ть его при выборке значительно труднее, поэтому он 'применяется сравнительно редко. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz