Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

Англичане, стремясь скорее лечь в дрейф , почти всегда выметывают порядок, работая передним ходом машины д аж е при наличии ветра. В таких условиях метка порядка с маши­ ной не представляет затруднений, так как судно относит вет­ ром от порядка. Работы по выметыванию порядка начинаются с выбрасы­ вания за борт большого концевого буйка с шестом, на кото­ ром укреплен флаг. Буй прикрепляется к концу вожака пос­ редством тонкого каната длиной до 20 м. Вожак на протяже­ нии 8— 10 метров оставляется свободным от сеток, затем на­ чинается выметывание сетей вместе с прикрепленным к ним вожаком. В процессе выметывания порядка одновременно и равно­ мерно подаются из рыбного трюма соединенные между собою и в порядке сложенные в нем сети, а из канатного трюма — вожак. Вследствие хода судна вперед, с одной стороны, и задерж­ ки в воде намокших сетей —- с другой, весь порядок совершен­ но свободно вытравливается за борт. В это время команда толь­ ко помогает свободному вытравливанию порядка, расправляет сети, обеспечивая правильное выметывание порядка, а также производит прикрепление сетей и выбрасывает буйки. Общее распределение палубных и трюмных работ ча суд­ не при выметывании шотландского порядка, а также размеще­ ние матросов показано на рис. № 28 и № 30. Описание вы­ метывания шотландского порядка даем по Чугунову. В рыбном трюме у сложенных на помосте сетей находятся 2 матроса (№ 6 и № 7), которые перебирают и расправляют верхнюю и нижнюю подборы, обеспечивая равномерное вы т я ­ гивание сетей на палубу через сетной ролик над трюмом. О д ­ новременно с этим матрос № 6, в момент подхода соединений между сетками, выбирает за поводец соответствующий буек іі подает его на палубу. Иногда одновременно подаются несколь­ ко буйков, которые принимаются на палубе у трюма матросом № 5 и последовательно по ходу порядка выбрасываются им в коду; при этом поводец обносится через голову матроса № 3. Аналогичную работу проделывает матрос № 7, находящийся в трюме у нижней подборы, причем, ідойдя при переборке до соединительных петель двух смежных сетей, он вынимает из петли конец поводца следующей сетки и передает его на палу­ бу матросу № 8 или просто кладет конец поводца на комингс люка, откуда он заранее подается матросу № 1 для прикреп­ ления к вожаку; при этом поводец также обносится через го­ лову матроса № 3. Матросы № 2 и № 3 выбрасывают за борт нижнюю и верхнюю подборы, обеспечивая правильный спуск порядка в воду. Капитан стоит у штурвала и руководит работами. Машинист находится у машины. Вожак, сложенный 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz