Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.
■ і ш виде и длина ролла достигает 6 метров. При голландском способе помимо горизонтального ролла употребляется два в ер тикальных ролика, установленных по обе стороны горизонталь ного, на расстоянии несколько меньше длины самого ролла. Очень часто на судах, имеющих хороший ровный планширь, отказываются от применения бортовых роллов, выбирая сеть непосредственно через планширь фальшборта. При метке сетей из трюма, на комингсах последнего, устанавливаются неболь шие с’емные ролики. Малгоггер употребляется только при шот ландском способе работы с сетями. Конструкция малгоггера достаточно хорошо показана на рис. № 23. При голландском способе выборка вожака производится непосредственно через полуклюз, для чего нижняя часть его от делывается бронзовой накладкой. (Рис. № 17). В зависимости от прохождения вожака по палубе делаются небольшие ролики, предохраняющие вожак от трения об ост рые углы надстроек, комингсов и т. д. Д л я выгрузки бочек из трюмов к штаг-карнаку прикреп ляется подвижной ролик с канифас-блоком для под’ема храпо вого устройства. На английских дрифтерах сельдь выгружается корзинами с помощью стрелы фок-мачты. Сезонный характер промысла сельди, во всех без исключе ния районах Северной Атлантики, привел к идее создания су дов с. комбинированным оборудованием для использования их, кроме дрифтерного, и на траловом промысле. Осуществление этой идеи нашло отражение в СССР , во Франции, Англии, Германии. Во Франции был создан тип крупного дрифтер-траулера (рис. № 25 ) длиной более 40 метров с паровой машиной в 500 сил. Суда эти работали дрифтерными сетями голландским спо собом, имея носовые рули и использовались также на траловом промысле сельди и донных рыб. Англия создала дрифтер-траулер небольшого радиуса дей ствия, который в свободное от дрифтерного промысла время ловил тралом донных рыб в Северном море. Размеры таких судов 28— 32 метра. Паровая машина 150— 200 сил, емкость трюма 70—80 тонн. Дрифтер-траулер этого типа считается весьма рентабельным и число их в довоенные годы увеличива лось с каждым годом. Германия первоначально создала тип сравнительно неболь шого дрифтер-траулера длиной 27 метров с мотором в 200 сил, однако в последующие годы от такого типа судна отказалась и перешла к постройке крупных дрифтер-траулеров мощностью главного двигателя (ди з е л я ) в 500 и 540 сил. (Рис. № № 26 и 27). сЭти суда использовались, помимо дрифтерного лова, на 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz