Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.

ляется для выгрузки рыбы из трюма через стрелу фок-мачты и служит также для подтягивания сетей за сетные поводцы. Паровая машинка сверху закрыта металлическим кожухом и на­ ружу выдается только головка винтеля — регулятора поступле­ ния пара. Машинка имеет перекидку переднего и заднего хода. О т р а ­ ботанный пар поступает в холодильник, где конденсируется. Существует два типа дрифтерных шпилей: английский, с высоким фундаментом (рис. № 21) и низкий, без фундамента, применяющийся на дрифтерах континентальных стран (рис. 22). Эти конструктивные особенности шпилей тесно связаны с тех­ никой дрифтерного промысла. При шотландском способе лова вожак выбирается через малгоггер (рис. № 23 ), установленный на планшире фальшборта, и вожак подходит к шпилю на высоте около метра от палубы. При голландском способе выборки се­ тей вожак поступает через носовой глубокий полуклюз в фальш­ борте. Барабан английского шпиля имеет 4 металлических ребра и 4 деревянных, барабан второго типа полностью обшит деревом. Скорость выборки вожака дрифтерным шпилем не велика - 10— 12 метров в минуту, что представляет удобства при вы ­ борке и одновременнолі вытряхивании сетей. Большой диаметр барабана шпиля гарантирует минималь­ ный износ канатов. Возможность регулировки скорости вращения шпиля исключает необходимость перетравливать «канфорить," канат во время выборки, что также в большой степени сохраняет вожак от износа. Н а судах с двигателями внутреннего сгорания паровые шпили приводились в движение от специально установленного небольшого парового вертикального котла с угольным отопле­ нием. (Рис. № 24 ). Котел рассчитан на рабочее давление в 6 атмосфер. Р а зм е ­ ры котла: высота 2,15 м и диаметр 1,35 метра. Н а моторных судах применяются также дрифтерные шпили с приводом от специально установленных двигателей и электр і- шпнли. Последние имеют приспособления для регулировки скоро­ сти вращения барабана. Регулировка скорости электроптпилей достигается пусковым реостатом. Использование для выборки вожака барабанов механиче­ ских лебедок, особенно, если последние приводятся в движение на моторных судах от главного двигателя, представляет много неудобств. При выборке порядка трудно подобрать, при различ­ ных условиях погоды, необходимую скорость хода судна и ско­ рость выборки вожака на барабан лебедки. Это приводит і; 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz