Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.
В начале X X столетия на дрифтерных судах устанавлива лись сравнительно небольшие паровые машины и двигатели внутреннего сгорания, которые являлись вспомогательными к парусному сооружению. В Англии и Шотландии в 1898 году из общего числа су дов, занимавшихяс дрифтерным промыслом, — 11427 единиц, ларовых было 41, остальные были парусные. В 1908 году паро вые суда составляют уже около 12% численности дрифтерного флота. А в 1926 году состав дрифтерного флота был: паровых — 1170 ед., моторных — 909 и парусных —• 133 единицы. В Голландии до 1909 года паровых и моторных судов для дрифтерного лова не было совсем. В 1920 году здесь было: 590 парусных логгеров, 37 моторных и 63 паровых. В 1930 году парусных логгеров остается 38, число моторных возрастает до 232 и паровых — до 53. В Германии в 1900 году из 118 логгеров было 110 парус ных и 8 паровых. В 1913 году, из общего числа судов, промыш лявших дрифтерными сетями, было: 163 парусных, 75 паровых И 18 моторных логгеров. В 1927 году из 135 логгеров: 32 па русных, 70 паровых и 33 моторных. Парусные логгеры сохра нились до 1932— 1933 годов. Постройка судов для дрифтерного лова с механическими двигателями сопровождалась увеличением их размеров, тонна жа, вместе с этим общее количество дрифтерного флота умень шилось. В дрифтерном флоте, после 1930 года, в континентальных странах преобладали паровые и моторные логгеры длиной 32— 33 метра с машиной 120— 150 сил и командой 16— 18 человек. В Англии и Шотландии преобладали паровые дрифтеры длиной до 30 метров, мощностью 100— 200 сил, с командой 8— 10 человек. Сов ременные логгеры, выстроенные после 1930 года, стальные с небольшим квартердеком в корме и деревянной па лубой. Наибольшая длина корпуса колеблется в пределах 32— 36 м., при ширине у миделя 6,5—7,5 м. Высота борта 3,3— 3,5 метра. Логгеры имеют две сравнительно невысокие мачты. Б и зань-мачта — стальная, пустотелая, одновременно является трубой для выхлопных газов главного и вспомогательного дви гателей. Парусное вооружение логгеров состоит из: стакселя, грота с гафелем без гика и бизань-паруса, последний имеет га фель и стальной гик, который одновременно служит стрелой для под’ема стоящей на корме шлюпки. Схема парусного воору жения логгера дана на рис. № 14. Большинство логгеров моторные, с главным двигателем внутреннего сгорания системы дизель. Двигатели реверсивные, 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz