Бородатов, В. А. Дрифтерный лов сельди / Бородатов В. А. и Марти Ю. Ю. ; под ред. проф. Сомова М. П. ; ВНИРО Полярный науч.-исслед. ин-т морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. - Мурманск : типография "Полярная правда", 1947. - 65, [3] с., [7] отд. л. табл. : ил.
З а границей используются для вожака просмоленные ма- нильские канаты. Помимо гнилостных разрушений каната, уменьшающих срок их службы, большое значение имеет механический износ каболок от трения, излома на барабанах лебедки и т. п. Осо бенно быстро портится вожак при выборке его на металличе ские с шероховатой поверхностью барабаны малого диаметра. Использование для выборки вожака специального шпиля с барабаном большого диаметра, обшитого деревом, во много раз удлиняет срок слѵжбы каната. При работе шотландским порядком, учитывая выборку се тей то с одного, то с другого борта, отдельные бухты каната соединяются между собою либо металлическими скобами (че- келями), либо при помощи тонкой веревки, связывающей кон цевые петли бухт. Вожак голландского порядка счаливается из отдельных бухт и представляет собой одно целое, так как в процессе вы борки он всегда остается в носовом полуклюзе, независимо от того, с какого борта выбираются сети. При этом способе работы с порядком вожак маркируется вчаливанием в него отдельных каболок, которые одновременно препятствуют скольжению поводцов. Чтобы исключить возможность скручивания вожака и н а матывания на него поводцов и сетей, перед использованием но вый канат необходимо вытянуть. Обычно это делается на судне во время переходов. Вожак хранится на судне в специальном отсеке трюма, сложенный большими бухтами. Конец вожака в трюме крепится за рым. V. СУДА ДЛЯ ДРИФТЕРНОГО ЛОВА И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ Суда для дрифтерного лова X I X века, как уже упомина лось, были парусными. Уже в то время ясни наметилось 2 типа судов в соответст вии с характером организации промысла. Шотландские и анг лийские суда имели небольшой размер и предназначались для добычи сельди в прибрежных районах и доставки ее в порты свежьем. Дрифтерные суда континентальных стран имели зна чительно большие размеры, были рассчитаны на 20— 30-днев ное плавание, вооружены 2-мя или 3-мя мачтами для больших парусов Весь улов на этих судах полностью перерабатывался бочковым посолом (рис. 12 и 13).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz