Большевики победили тундру : иллюстрированный научно-популярный и литературно-художественный сборник, посвященный Хибинам / под ред. Г. Гебера, М. Майзера, В. Седлиса. - Ленинград : Изд-во писателей, 1932. - 221, [3] с. : ил.
в диалектическом анализе прошлого, в понимании всен исторической обстановки двадцатых годов, послевоенной разрухи, понятны те трудности, с которыми были сопря жены первые наши шаги. Потом первая находка куска апатита 11 лет тому назад. Вспоминается: усталость после трудного пути к Большому Вудъявру, холодный дождливый вечер и краткая запись в моем дневнике: «Из -з а усталости и дурной погоды не могли искать коренных выходов». Потом через три года находка Лабунцовым первого, как будто, коренного место рождения, колебания в происхождении найденных кусков на вершине Расвумчорра и длительная борьба с недоверием н неверием в новое богатство. После целого скандала, устроенного мною в Северной промысловой экспедиции, на сильно вырываются 700 рублей для разведок, но геологи Мурманской дороги дают отрицательный отзыв, Геологи ческий комитет подвергает резкой критике находку, катего рически отвергая кредиты. Снимаются кредиты и по тресту ;Минеральное сырье», и так продолжается до 1927 года. Фактических данных мало, процент фосфорной кислоты в апатитах Расвумчорра слишком низок; мнение всех авто ритетов отрицательно — но факты налицо, они растут по степенно, накапливаются, точки на нашей карте сливаются в определенную дугу золотых точек. Лабунцов настаивает на поисках, наша уверенность растет; только 1928 год при носит успех партии В. И. Влодавца. 19 2 9 г. подтверждает блестящими работами НИУ , наступает перелом, который приносит неведомые доселе масштабы ассигнований: Л е нинградский исполком и Комитет по химизации Союза о т пускают 300 тысяч рублей. Мы издерживаем полмил лиона, смело вкладываем сотни тысяч на постройку дороги, выдерживая резкую критику мурманских корреспондентов, обвиняющих апатито-нефелиновую комиссию Л О С Н Х в растрате казенных денег . . . Н о в сущности борьба за месторождения окончена, молчит даже старый Геологиче ский комитет, а решения правительства в сентябре 19 2 9 года закрепляют этот первый этап, предлагая при ступить к немедленной постройке железной дороги. Начинается второй этап в истории хибинской проблемы. Наравне с научной работой и впереди ее идет хозяйствен ное строительство, борьба продолжается уже объединен ными силами науки и хозяйства. Необычайные трудности '24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz