Большевики победили тундру : иллюстрированный научно-популярный и литературно-художественный сборник, посвященный Хибинам / под ред. Г. Гебера, М. Майзера, В. Седлиса. - Ленинград : Изд-во писателей, 1932. - 221, [3] с. : ил.

к автору и вызвать недоумение у всякого, кто сколько-ни­ будь знаком с животным миром Умптэка. Авторы были введены, очевидно, в заблуждение чьим-то «охотничьим» рассказом, доверились ему, быть может слегка расцветили его в погоне за «северной экзотикой» и дали неудачную во всех отношениях зарисовку. Было бы неверно, однако, распространять этот чуть ли не единственный промах авторов на всю книгу. Последняя, повторяем, для своего времени была весьма полезным и первым популярным изданием о Хибинах. Книга Б. В и ш н е в с к о г о «К а м е н ь п л о д о р о - д и я», как типическое произведение политически насыщен­ ного поблицистического жанра, стоит на достаточной вы­ соте. Но и эта работа заключает в себе существеннейший не­ достаток: не показана во Есей полноте роль партии и совет­ ских организаций в строительстве полярного горно-хими- ческого комбината. Формально в книге имеются частые упоминания и о городской партийной организации и о Гор­ совете, но их органическое участие в повседневной жизни края, а главное постоянное руководство партии всеми ре­ шительно участками строительства, мобилизация масс на борьбу с трудностями, преодоление оппортунистических и «левацких» настроений среди некоторой части членов партии не нашли должного отражения в книге Б. Вишнев­ ского. Он невольно в этом вопросе становится на путь тех незадачливых «историографов», которые приписывают со­ здание Хибиногорска энергии и воле одних только хозяй­ ственных организаций. Сейчас нам осталось рассмотреть два последних, чисто беллетристических произведения о Х и ­ бинах: «Б е л ы й к а м е н ь» М. Ч у м а н д р и н а и «X и- 6 и н с к и й к л а д» Ю. М а р к а . Две названных книги объединены между собой только общностью темы, во всем остальном они далеко отстоят одна от другой. П о в е с т ь М. Ч у м а н д р и н а бесспорно является одной из наиболее удачных в творческом активе писателя. Она значительно зрелее «Бывшего героя» и даже «Пути- ловских дневников». Чуть ли не в первый раз заговорил Чумандрин в этой вещи своим оригинальным языком, дал галлерею запоминающихся образов, сумел художественно выразить свое отношение к ряду важнейших и волнующих вопросов производственной жизни. Специфических особен­ 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz