Большевики победили тундру : иллюстрированный научно-популярный и литературно-художественный сборник, посвященный Хибинам / под ред. Г. Гебера, М. Майзера, В. Седлиса. - Ленинград : Изд-во писателей, 1932. - 221, [3] с. : ил.

ров, пять пар рук вращали сталь в скважине. Началась пробная добыча руды в первом карьере. Руда спускалась по сорокаметровому лотку вниз к прием­ ной площадке. Зд е с ь апатит грузился в деревянный ящик- салазки, которые сползали вниз по деревянной колее на­ скоро сколоченного бремсберга. Спущенная таким образом руда грузилась затем в авто­ мобили и подводы, которые доставляли руду к разъезду Белый по проложенной недавно грунтовой дороге. К де­ кабрю было добыто 1 257 тонн руды при средней произво­ дительности рабочего в 5,5 тонн. Уже октябрь стал предвещать плохую зиму. Снег тор­ мозил добычу. А в декабре метель и снег заставили гор­ няков отступить. Борьба стала неравной. Карьер и спуск настолько заметало снегом, что рабочие не успевали очи­ щать его. Это заставило искать другие места для работы, защищенные от сильных северных ветров. Отступление еще не поражение. З аложены были новые карьеры № № 2 и 3 по Лопарскому склону, примерно, около того места, где теперь верхняя площадка бремсберга. К этим карьерам по склону горы была подведена снежная дорога, по которой руда из забоя вывозилась на лошадях. Зимние условия работы отразились на производительности, упавшей до 2,7 тонны руды на человека. Первая добыча шла на заводы для испытаний. В конце декабря, когда начал развертывать свою д ея ­ тельность трест «Апатиты, был открыт новый карьер № 4 в пределах 3-го разведочного участка в верховьях Ворт- кеуая. Требования рынка на апатитовую руду становились все настойчивее. Нужно было форсировать добычу. Временная кузница, сколоченная из досок и обшитая толем, одно походное горно. несколько деревянных тачек,— вот и все оборудование карьера. Январь, февраль и март 1930 г. идет усиленная добыча руды. И з карьера руда вывозилась на лошадях до поселка и здесь перегружалась в канадские сани, буксируемые т р а к ­ тором «Клетрак» до ст. Апатиты (быв. разъезд Белый ), а впоследствии к строящейся жел.-дорожной ветке, дошед­ шей к этому времени до 13 км. (Ра зр або тки находились на 25 КЛ<). Это был наиболее трудный период, когда работы зависели от состояния погоды. Сильные метели засыпали снегом карьер. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz