Сборник научно-промысловых работ / [Институт по изучению Севера]. - Москва : Научно-техническое управление ВСНХ, 1927. - 78, [1] с. : ил., карты, табл. - ([Труды] / СССР, Научно-техническое управление ВСНХ ; № 205) (Труды Института по изучению Севера ; вып. 38).

— 39 — скимъ промысламъ, такъ какъ даже въ этотъ перюдъ вре­ мени, отъ 11 до 1 часу дня, достаточно светло, а въ осталь­ ное время недостатокъ дневного света въ значительной сте­ пени заменяется частыми и яркими северными с 1 ян 1 ями. При сочетанш такихъ благопр1ятныхъ условш и при бли­ зости Мурманскаго берега къ Западной Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которыя оне представляютъ для удовлетворешя потребностей нашего мо­ реходства. Продолжеше нашей, рельсовой’ сети до одной изъ неза- мерзающихъ гаваней на Мурманскомъ берегу обезпечило-бы безпрепятственный, въ т е ч е т е круглаго года находящейся въ полной власти одной Россш , путь къ открытому океану, а, следовательно, и къ берегамъ Западной Европы. При от- сутствш такого пути, мнопя госз^дарственнын надобности (не говоря уже про военное, но даже и въ мирное время) могутъ остаться неудовлетворенными, напротивъ, наличность такого пути можетъ обезпечить Россш весьма существен­ ный выгоды“. •) По вопросу о конечномъ пункте железной дороги Ко- мисшя, после долгихъ п р е ти , окончательно остановилась на Екатерининской гавани, въ виду принятаго правительствомъ р еш е т я перенести туда административный центръ Кольскаго полуострова. Въ 1913 г. за постройку ветки на Петрозаводскъ взялось вновь образованное для сего Общество Олонецкой железной дороги. З а к р ь т е всехъ нашихъ западныхъ портовъ, а также и Дарданеллъ, послужило главнымъ толчкомъ для немедлен- наго проведешя Мурманской железной дороги. В ъ ноябре 1914 г. приступили къ окончательнымъ нзы- с к а т ям ъ линш Петрозаводскъ-Кемь, п въ декабре того-же года начались уже подготовительныя работы. *) Мурманск, же л. дор. стр. 15 и 16.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz