Биология и промысел мурманской сельди / под ред. В. Н. Тихонова ; Поляр. н.-и. ин-т морского рыб. хоз-ва и океанографии им. почет. члена Акад. наук СССР проф. Н. М. Книповича. - Москва ; Ленинград : Пищепромиздат, 1939. - 98, [2] с. : ил., диагр., схем.

наш первый опыт лова сельди в открытой части Баренцова моря дал неплохие результаты. Успех этого первого опыта обеспе­ чила та борьба,- которая была начата за освоение активного лова сельди. Социалистическое соревнование, развернутое среди команд судов, дало новых ударников и стахановцев рыбного Мурмана. Передовые суда с 1938 г. имели стахановские уловы, дохо­ дившие в отдельных дрейфах до 10—15 т, а за рейс свыше 40—60 т (большой комбайн „Сиг", дрифтербот „Тюва“ и др.), а на траулере „Скумбрия1 максимальные уловы достигали еще более значительной цифры — 20 т за дрейф и 110 т за рейс. Опыт передовых судов, давших образцы стахановской ра­ боты, заслуживает внимания для перенесения его и на другие суда. Если задаться вопросом, что обеспечило передовым по добыче судам успех в работе, то можно указать на следующие обстоя­ тельства. 1. Большая длина дрифтерного порядка по сравнению со средней длиной у однотипных судов. Разница в длине порядка составляла 5—10%, а у дрифтербота „Тюва“ достигала 22%. Кроме того, некоторыми передовыми судами было сделано за период промысла большее количество дрейфов, что, есте­ ственно, увеличило их улов. 2. Регулярное наблюдение за ходом промысла и дислокацией сельдяного флота, что возможно при наличии хорошо поставлен­ ной, бесперебойно работающей, связи. Этому обстоятельству капитан „Скумбрии" тов. Г у н и н придает большое значение и свой успех во многом объясняет именно этим. 3. Умение при выборе места лова произвести так называе­ мую „микроразведку“, т. е. определить по прксутствию мор­ ского зверя и птицы наличие сельди и пути ее передвижения. 4. Выметка порядка сетей с учетом направления не только ветра и течения, но и движения косяка сельди. 5. Правильное вооружение дрифтерного порядка балберами, чтобы не допускать его всплывания. 6. Наблюдение за правильным положением порядка во время дрейфа, особенно при слабом ветре, когда порядок волнообразно извивается и тем самым сокращается облавливаемая площадь. Передовые суда в таких случаях пускали машину и, отработав задним ходом, придавали порядку нормальное положение. 7. Наблюдение за непотопляемостью порядка во время хоро­ ших уловов, когда сети под тяжестью объячеивающейся сельди могут погрузиться в воду. В этих случаях необходимо срочно начать выборку порядка, в противном случае есть риск лишиться не только улова, но и сетей. 8. Выборка сетного порядка на тот или иной борт судна в зависимости от той стороны, с которой попала сельдь в сети. Лучшие суда держались правила: если сельдь попала справа, то выбирать порядок нужно на правый борт, а если слева, то на 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz