Биология и промысел мурманской сельди / под ред. В. Н. Тихонова ; Поляр. н.-и. ин-т морского рыб. хоз-ва и океанографии им. почет. члена Акад. наук СССР проф. Н. М. Книповича. - Москва ; Ленинград : Пищепромиздат, 1939. - 98, [2] с. : ил., диагр., схем.

его улов за сезон промысла составил 3108 ц. Из больших ком­ байнов максимальный улов дал „Сиг“ — 1491 ц, из малых ком­ байнов „Пикша“ — 1643 ц, из дрифтерботов „Тюва‘ — 1017 ц и из косаток „Нотбас“ — 1018 ц. Сравнительно низкие показатели работы дрифтерботов в 1938 г. объясняются тем, что почти все они были заняты на поисковой работе. Высокие показатели работы косаток, которые ловили более короткий период времени (с августа), объясняются тем, что команды этих судов еще в прошлом имели опыт лова дриф­ терными сетями. Для иллюстрации приводим показатели работы косаток за четыре последних года (табл. 19). ТА БЛИЦА 19 Показатели работы косаток Морлсва Годы 1 Количе- 1 ство ! судов Общий улов (в ц) Средний улов на і судно (в ц) j Среднее число дрейфов на судно ' Средний улов на дрейф (в ц) Средний улов на сеть'дрейф (в кг) 1 1935 7 ! 50Н 207 1936 9 743 ч "У <•) О.’) 1,5 5,2 1937 10 3 255 2 4 51 4.0 12,в 1934 22 19 745 517 fis \ 1 1S,4 Если в 1937 г. средний улов на 1 моторный бот составил 280,7 ц, а на лучший 550 ц, то в 1938 г. средний улов на судно определился в 517 ц, а улов лучшего моторного бота в 1018 ц. Говоря о промысле 1938 г. необходимо остановиться на матке „Комсомолец Арктики1, которая в этом году впервые вышла на промысел сельди. Это рефрижераторное судно имеет машину мощностью в 2100 HP и 18—20 дорок на борту с моторами в 6—8 HP, с которых и производится лов дрифтерными сетями. „Комсомолец Арктики", успешно промышлявший в июне в Чеш­ ской губе, в июле перешел в открытое море, где и работал сначала на Финмаркенской и Мурманской банках, а затем в при­ брежной зоне. Одним из основных недостатков нашего дрифтерного про­ мысла является его плохое техническое вооружение. Следует указать, что ни на одном судне нет специального приспособле­ ния для выборки вожака (дрифтершпиля). Совершенно неудо­ влетворительно обстоит дело на судах всех типов с трюмами для хранения вожака и сетей. Сети, как правило, хранятся на палубе и поэтому неудивительно, что они быстро изнашиваются. На быструю изнашиваемость сетей влияет также плохое их консервирование. Несмотря на все организационные неполадки, свойственные всякому новому виду промысла, на малую изученность сырье­ вой базы и недостаточную освоенность самой техники лова, 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz