Биология и промысел мурманской сельди / под ред. В. Н. Тихонова ; Поляр. н.-и. ин-т морского рыб. хоз-ва и океанографии им. почет. члена Акад. наук СССР проф. Н. М. Книповича. - Москва ; Ленинград : Пищепромиздат, 1939. - 98, [2] с. : ил., диагр., схем.

s час. Особо важное значение в повышении эффективности тра­ ления имело применение третьей доски, которая, будучи осо­ бым образом прикреплена к верхней подборе трала, увеличи­ вает его вертикальное раскрытие и приподнимает его над грун­ том. В настоящее время Германия около 60% всего своего улова сельди добывает тралом. Рейс траулера продолжается в сред­ нем 12 суток, в течение которых он берет до 50 т сельди. Основное условие для возможности придонного тралового лова сельди в Баренцовом море имеется налицо, а именно — наличие придонных концентраций сельди в зимнее время года. Все остальные условия надо создать. Они заключаются в сле­ дующем: надо разработать надлежащую конструкцию тралов, изготовлять их из прочного и легкого материала и довести •скорость хода судна при тралении до 5 миль в час (не менее). Имея такие тралы, надо будет затем широко развернуть поиско­ вую работу, помня при этом, что успех всякого нового дела зависит от степени настойчивости, с которой добиваются полу­ чения положительных результатов. Первые опыты траления сельди в открытой части Баренцова моря были проведены в 1936 г. Уже тогда траулер „Кит“ весьма несовершенными тралами поднимал от 100 до 200 кг сельди, а однажды им было поднято 500 кг. В 1937 г. траулер „Дзержинский“ также имел в декабре один подъем в 500 кг крупной сельди. В январе 1938 г. траулеры „Дзержинский" и „Севгосрыбтрест" имели несколько подъемов от 400 до 500 кг. Если принять во внимание, что тралы во всех этих случаях имели большие конструктивные недостатки, скорость хода судна была не более 4 миль в час и места концентрации сельди оста­ вались еще мало изученными, то эти первые опыты надо при­ знать достаточно удовлетворительными. Кроме придонных сельдяных тралов, необходимо добиваться освоения лова сельди пелагическими тралами. Первые опыты в этом отношении были уже проведены в 1938 г.; в отдельных слу­ чаях они дали хорошие результаты (6 т сельди за одно траление). Разведка сельди на Мурмане уже в настоящее время имеет большое значение, но роль ее в ближайшем будущем еще более возрастет. Опыты авиаразведки, проведенные в 1938 г., пока­ зали полную ее применимость для обнаружения концентраций сельди. Авиаразведка, как наиболее эффективный способ поиска сельди, должна будет сыграть огромную роль. Можно полагать, что разведка сельди с самолета в значительной степени заме­ нит собою летом и частично осенью судовую разведку во мно- тих районах Баренцова моря и в первую очередь в прибрежных. При хорошо организованной авиаразведке, разведка сельди с судов должна сохраниться для наиболее отдаленных районов и для тех периодов года, когда по условиям освещения на Мур­ мане авиаразведка невозможна. Большой задачей судовой разведки является использование эхолотов для обнаружения сельди. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz