5. Артамонов, М. Г. О применении ставных сетей с вожаком : (для лова трески и сайды) / М. Г. Артамонов ; под ред. проф. М. П. Сомова ; Поляр. науч.-исслед. ин-т морского рыбного хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - Мурманск : тип. "Полярная правда", 1946. - 31 с.

б) В открытом мора. Весь процесс установки порядка тот же, что п вблизи берегов. Придя в указанное место лова, прежде всего измеряется глубина гі, согласно глубины, наставляются ноги кубасоз. Затем на месте лова ставится буй, ориентируясь по которому и учитывая приливо-отливные течения и ветер, производится вьшетка порядка, как и в случае лова вблизи' берегов. V. ВЫБОРКА ТРЕСКОВОГО ПОРЯДКА С ВОЖАКОМ. а) На дрифтсрботах. При выборке порядка необходимо учитывать направление ветра н прпливо-отлпвкые течения. К кубасу нужно подходить с наветренной стороны рабочим бортом с тем расчетом, чтобы во время выборки троса, (ноги) судно дрейфовало к кубасу во избежание обрыва nortf, так как. она во время выборки сильно натягивается. Па дрифтсрботах дрифмейстер стоит у носового роульса, наблю­ дает за ходом всей работы по выборке порядка и лает указания воем номерам. Ввиду того, что капитан, стоя в рубке на мостике, не втГ- дпт, как расположен вожак по отношению к сушу во время выбор­ ки, нужно, чтобы дрифмейстер, стоящий ил баке, давал капитану условные знаки рукой, когда нужно дать ход машине вперед или застопорить, и когда нужно держать право или лево, в зависимости гт направления вожака в воде. В дальнейшем выборка производится так: 1-й матрос берет губа с багром, а 2-й матрос готовит джіш.ссп с гаком, затем подде­ вает гак за тросик кухтылей кубаса, боцман (матрос) при помощи лебедки подымает кубас на борт. После под’ема кубаса производитеи под’ем якоря. Дрифімеетер (нотбас) заносит трос (ногу) в ма.льгогер и проводит на турачку лебедки, а вахтенный штурман (капитан) «подрабатывает» машиной малым ходом, толчками по направлению троса ® воде, для ослабления натяжепи'я троса. Выборку троса сле­ дует производить осторожно, особенно после штормовых погод, пои большой волне, когда есть опасность оборвать трос при под’емс суд­ на на гребень волны. В это время трос на турачко лебедки необхо­ димо ослаблять, «канфорить». Когда якорь подходит к борту, дртіф- мойстер предупреждает об этом боцмана, стоящего у лебедки. Пос­ ледний снимает с тураічкц лебедки 1 — 2 витка и «каафорп'т». Когда якорь подойдет к роульсу, выборка «ноги» прекращается, дрифмейстер рычагом отводит лапы якоря от борта, а матросы ЖМ 1, 2, 3, 4 подходят к роульсу, берут якорь за лапы и поднимают его ка борт судна. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz