Мой город, это слово - о тебе! : к 90-летию города-героя Мурманска : методико-библиографические материалы / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Молокова Т. Я. ]. - Мурманск : МГОУНБ, 2006. - 163 с. : ил., порт.

Ежегодно 4 октября жители Мурманска отмечают День города. 2006 год - юбилейный: столица Заполярья отмечает 90-летие. За годы своего существования город-герой Мурманск стал самым крупным городом мира за Полярным кругом. Вспомним о том, как строился и рос Мурманск. Строительство в городе велось по разработанному генеральному плану, но как часто случается, по разным причинам планы не сбываются, а проекты остаются лишь на бумаге. Сегодня мы совершим своеобразную экскурсию по Мурманску, которого нет. А помогут нам в этом материалы из фондов Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Итак, на воображаемой машине времени отправимся в прошлое. Год 1916-й. В ходе строительства станции Мурман, железнодорожного депо, торгового порта и военно-морской базы на побережье Кольского залива постепенно складывался обширный, растянувшийся вдоль берега поселок, который по численности превосходил соседние города - Колу и Александровск. Проведение железной дороги в эти края обеспечивало возникшему населенному пункту возможность превращения в крупный портовый город. 29 июня 1916 года министр путей сообщения А. Ф. Трепов подал российскому императору Николаю II доклад, в котором ходатайствовал о «преобразовании железнодорожного поселка у станции Мурман в городское поселение». 6 июля того же года по докладу Трепова последовала утвердительная резолюция и вновь учреждаемому городу было «высочайше присвоено наименование «Романов-на-Мурмане» (с апреля 1917 года он стал называться Мурманском). А теперь взглянем на план застройки города 1916 года. Автор - инженер Борис Владимирович Сабинин. ПРОЕКТ 1-Й План Мурманска По первоначальному плану в Мурманске предусматривалось семнадцатьпроспектовиулиц Четыре улицы должны были идти параллельно железной дороге, десять должны были расходиться веером от центральной площади, а остальные должны были проходить у подножия третьей террасы. Главной улице города должны были присвоить название «Николаевский проспект» - в честь российского императора. Одна из улиц носила бы название Ольгинская - по имени старшей дочери Николая II (современная улица Ленинградская), её пересекал бы Алексеевский проспект - по имени царского сына-наследника (современная улица Володарского). В плане Романова-на-Мурмане значились улицы Михайловская и Владимирская - по именам брата и дяди царя. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz