Мой город, это слово - о тебе! : к 90-летию города-героя Мурманска : методико-библиографические материалы / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Молокова Т. Я. ]. - Мурманск : МГОУНБ, 2006. - 163 с. : ил., порт.

СОКОЛОВ Борис Макарович (1927-2001) Борис Макарович Соколов родился 19 августа 1927 года в деревне Большая Каменка Кологривского района Костромской области. В 1951 году Соколов Б. М. успешно окончил Ленинградское высшее арктическое морское училище имени адмирала С. О. Макарова. За короткий срок он прошел путь от третьего до старшего помощника капитана, работая на судах Ленинградского морского агентства Северного морского пути. С апреля 1951 года Соколов работал на ледоколе "Илья Муромец" Ленинградского морского агентства, базировавшемся в Мурманске. С 1957 года Борис Макарович работал в Мурманском морском пароходстве. В 1957 году ходил в море на ледоколе "Сибиряков". В 1958-1958 годах принимал участие в Антарктической экспедиции на дизельном электроходе "Обь". С октября 1959 года Соколов Б. М. работает на первом в мире атомном ледоколе "Ленин". Сначала дублером, затем исполняющим обязанности капитана корабля. В декабре 1961 года он возглавил атомоход и почти сорок лет был бессменным капитаном ледокола. В арктическом флоте страны нет другого капитана, который бы столь продолжительное время трудился на одном судне и был так предан своему экипажу. Под командованием Бориса Михайловича экипаж впервые осуществил экспериментальные и необычные рейсы по доставке людей и оборудования на дрейфующую станцию "Северный полюс - 10", проводку ледокола "Владивосток" по всей трассе Севморпути в условиях сплошного льда. В 1970 году было положено начало продленной арктической навигации в западном секторе Арктики под проводкой атомного ледокола "Ленин". Стал возможен вывоз норильской руды из порта Дудинка. В 1976 году экипаж атомохода "Ленин" осуществлял проводку к мысу Хэрасувэй дизель-электрохода "Павел Пономарев" с четырьмя тысячами тонн груза для газовиков полуострова Ямал. При этом капитаном Соколовым Б. М. была впервые применена новая тактика проводки и постановки транспортных судов к ледовому припаю. В результате этого рейса была достигнута значительная экономия финансовых средств. Борис Макарович Соколов самоотверженным трудом внес большой личный вклад в дело освоения экипажем новой уникальной техники атомного ледокола "Ленин", подготовки более 600 высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров для атомных ледоколов Мурманского морского пароходства. Отличительными чертами его характера и профессионального стиля были требовательность, добросовестность, внимание к нуждам людей. Глубочайшая преданность родному ледоколу и атомному флоту проявилась в его неустанных усилиях по сохранению атомохода "Ленин" после вывода его из эксплуатации и сохранении как корабля-музея истории освоения Арктики и Северного морского пути. За заслуги перед Отечеством Б. М. Соколов был отмечен высшими наградами страны: орденом Ленина и Октябрьской революции, медалью "300 лет Российскому флоту".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz