Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.

80 школьников, про то, как отображалась внутренняя и внешняя политика на моём регионе в целом, я получила опыт работы создания научно-исследовательских работ, что мне непременно пригодиться в будущем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В исторической науке периоды «НЭПа» и «Перестройки» имеют противоречивые оценки, связанные с их целями и результатами. Для всестороннего изучения данных процессов необходимо обращаться к антропологическому подходу, анализируя многоаспектный характер исторического процесса. Анализ должен охватывать разнообразные стороны и аспекты человеческой жизни для целостного изучения исторического прошлого, такие, как городской досуг, взаимоотношения между членами семьи, жилищные условия, одежда, религия, брачные отношения и т. п. При этом стоит отметить, что научный интерес к истории повседневности возник не так давно. Именно поэтому внедрение компонента повседневности может помочь многогранному анализу событий через обращения к историческим источникам, таким, как материалы периодических изданий, фотографии, видео- и аудиоматериалы, личные источники информации: мемуары, дневники, воспоминания. В ходе исследования была разработана рабочая тетрадь, в которой задания были связаны с повседневной жизнью школьников Мурманской области в период «НЭПа» и «Перестройки» в СССР. Данная рабочая тетрадь включает в себя задания с дифференцированной сложностью, что позволяет учащимся самостоятельно организовывать свой учебный процесс. Повседневная жизнь школьников Мурманской области имеет свои специфические черты, связанные с климатическими условиями региона, где они проживали. Это проявлялось в их образе жизни и досуге, как, например, помощь взрослым на рыбном промысле, выбор таких видов развлечения, как рыбалка, катание на лыжах и т.п. При этом стоит отметить, что географическое положение Мурманской области выявляли следующие проблемы в школьном образовании, которые, как и в 1920-х гг., так и в 1980-е гг. являлись важным аспектом политики государства: необходимость учебных зданий, школьной литературы, дорог в глубинку, обеспечения продовольствиями школьников, нехватка учителей. Но, несмотря на это, стоит отметить, что система образования в Мурманской области в 1920-е гг. и в 1980-е гг. была схожа с остальными регионами СССР. Так, в 1920-е гг. при построении нового социалистического общества государство ставило перед собой задачу воспитания будущего поколения через ликвидацию неграмотности и создания комсомольских, пионерских и октябрятских организаций. Данная политика проявлялась в построении новых учебных учреждений, созданий профессионального образования для обеспечения государства высококвалифицированными специалистами, создания социальной обеспеченности учащихся в еде, одежде и обуви, а также школьной литературой, акцентирования внимания на культурно-просветительская работу (избы-читальни, театры, кружки, организации). В середине 1980-х гг. при реализации политики «Перестройки» происходит поворот к капиталистической идеологии, что проявляется в провозглашении гласности и демократизации общества. В это время в школу внедряется плюрализм мнений, что приводит к формированию разносторонних точек зрений на исторический процесс. В жизни школьника появляются зарубежная музыка, одежда и литература, кинофильмы. Таким образом, можно сделать вывод, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz