Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.
76 1. Полярная правда 1924 г. январь «Культурная работа на местах». 24 В данной статье описывается следующие проблемы Кольского Севера: нехватка школ, отсутствие уличного освещения, задержка почты больше чем на полгода, сохранение старых традиций, которые мешают культурно-просветительной работе. 2. «Полярная правда» 1924 г., апрель: «Снабжение населения крайнего севера». 25 В данной статье рассматривается решение вопроса о снабжении продовольствием и предметами первой необходимости пролетариат крайнего севера. 3. «Полярная правда» 1924 г., апрель: «На помощь детям». 26 В Мурманской области активно решался вопрос об защите и охране жизни и здоровья детей. Было принято, что май – месяц помощи детям со стороны государства и граждан. В своей работе А. А. Киселев отмечает, что в начале 1920-х гг. в Мурманске отсутствовали радио, газеты, школы. 27 Мурманск состоял из деревянных одноэтажных домов с большим количеством пристроек, в которых находился домашний скот. Развлечение 13-15-летних парней были разнообразные военные игры. Клубы являлись одним из вариантов досуга. Помимо клубов в городе открывались читальные избы, библиотеки. С приходом советской власти в стране принимается политика ликбеза. Она также коснулась Мурманской области в 1920-е гг. Но данная политика столкнулась с некоторыми проблемами, например, такими как: территориальная удаленность населенных пунктов, только начавшееся формирование школьного образования, которое являлось не до конца развитым, Не хватало школьной канцелярии и дипломированных учителей и т.д. 28 Но данную проблему правительство решало на протяжении всего периода «НЭПа». Так, в 1926-1927 гг. увеличиваются расходы на образования до 25,4% из всех расходов по бюджету, а в 1927-1928 гг. увеличение произошло на 15,1%. Постепенно решается вопрос с питанием школьников с помощью созданного запаса продуктов: на одного школьника в месяц полагалось: хлеб, соль, сахар, картофель, чай, лук, ягоды, масло, рыба и мясо. Но все же стоит отметить, что борьба с неграмотным населением в Мурманской области являлась успешной, так как в 1925-1926 гг. по ликвидации неграмотности было охвачено 65% населения. 29 Местное правительство решало вопрос о ликвидации безграмотности следующим образом: 1. Строительство школ не только для обучения детей, но и в том числе для взрослых. 2. Организовывались общеобразовательные курсы. 3. В школах вводились бесплатные горячие завтраки для детей. 4. Появилась возможность получать высшее и среднее образование. 24 Культурная работа на местах // Полярная правда. 1924. № 1. С. 2 // Кольский Север : электронная библиотека. URL: http://kolanord.ru/html_public/periodika/Polyar-pravda/Pol_pravda_1924_yan/2/index.html#zoom=z (дата обращения: 13.01.2022). 25 Снабжение населения крайнего севера // Полярная правда. 1924. № 18. С. 3 // Кольский Север : электронная библиотека. URL: http://kolanord.ru/html_public/periodika/Polyar-pravda/Pol_pravda_1924_apr/3/index.html#zoom=z (дата обращения: 13.01.2022). 26 Там же. С. 14. 27 Киселёв А. А. Указ. соч. С. 62. 28 Некоторые аспекты развития образования на Мурмане в период НЭПа // Государственный архив Мурманской области. URL: https://www.murmanarchiv.ru/exhibitions-events/2021-12-14-09-17-45/1787-2021-02-15-09-46-07 (дата обращения: 12.01.2022). 29 Некоторые аспекты развития образования на Мурмане в период НЭПа // Государственный архив Мурманской области. URL: https://www.murmanarchiv.ru/exhibitions-events/2021-12-14-09-17-45/1787-2021-02-15-09-46-07 (дата обращения: 12.01.2022).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz