Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.
75 КАК ПРОХОДИЛА ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МУРМАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД НЭПА И ПЕРЕСТРОЙКИ Повседневная жизнь учащихся в Мурманской области в период НЭПа К началу 1920 г. Мурманск из-за Первой Мировой войны, революции, интервенции и гражданской войны превратился в полуразрушенный город с голодающим населением, которое страдало от эпидемий. Это дало мотивацию к стремлению улучшить уровень жизни на Кольском Севере с учетом его климатических и географических условий. Этим занялось новое правительство, которое видело перспективы в развитии данного региона, особенно в таких отраслях как: добыча полезных ископаемых, рыбный промысел, торговые связи, металлургия, химическая промышленность. Все это отразилось на повседневной жизни людей. Стоит отметить, что в 1920-е гг. сохраняется индивидуализм и экономическая свобода, так как в 1921 г. была принята политика НЭПа – особая политика советского правительства, временно допускавшая капиталистические элементы при сохранении командных высот в руках пролетарского государства для вывода страны из кризиса. В период правления большевиков происходит отделение церкви от государства. 1922 г. характеризуется успехом антирелигиозной кампании: так в своем исследовании Н. Б. Лебина отмечает, что в 1922-1923 гг. были проведены дни Комсомольского рождества и Комсомольской пасхи. 19 В Полярной правде можно найти подзаголовки, подтверждающие антирелигиозное настроение, например, такие как: 1. «Полярная правда», 1924 г., апрель: «Рабочие Мурманска не празднуют Пасху». 20 Дни Пасхи являются рабочими днями, при этом 1 мая праздновали день труда, что являлось праздничным днем. 2. «Полярная правда», 1924 г., апрель: «Религиозная неразбериха». В данной статье можно увидеть сомнения в истинности веры, а именно в том, что население изначально считалось очень религиозным, но теперь они чувствуют обман со стороны церкви, ввиду неразберихи в богослужении попов. 3. «Полярная правда», 1924 г., май: «Комсомольская пасха». 21 Была проведена антирелигиозная пьеса, которая прошла удачно в несколько дней. 4. «Полярная правда», 1924 г., апрель: отказ от традиционных предрассудков празднования Пасхи. 22 Мурманск был молодым городом, в 1920-е гг. существовали проблемы в уровне жизни местного населения. Об этом свидетельствуют вырезки из «Полярной правды», а также книга А. А. Киселева «Город мой широкоплечий». 23 Так, в «Полярной правде» можно найти следующие вырезки: 19 Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930 годы. Санкт-Петербург, 1999. С. 50 // klex : книжный архив. URL : https://www.klex.ru/npa ( дата обращения: 13.12.2021). 20 Рабочие Мурманска не празднуют Пасху // Полярная правда. 1924. № 18. С. 13 // Кольский Север : электронная библиотека. URL: http://kolanord.ru/html_public/periodika/Polyar-pravda/Pol_pravda_1924_apr/13/index.html#zoom=z (дата обращения: 15.11.2021). 21 Комсомольская пасха // Полярная правда. 1924. № 23. С. 3 // Кольский Север : электронная библиотека. URL: http://kolanord.ru/html_public/periodika/Polyar-pravda/Pol_pravda_1924_may/3/index.html#zoom=z ( дата обращения: 23.12.2021). 22 Долой вековой дурман! Не верим больше попам! // Полярная правда. 1924. № 18. С. 14 // Кольский Север : электронная библиотека. URL: http://kolanord.ru/html_public/periodika/Polyar- pravda/Pol_pravda_1924_apr/13/index.html#zoom=z ( дата обращения: 15.11.2021). 23 Киселёв А. А. Указ. соч. С. 61.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz