Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.
72 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛЬНИКОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД «НЭПА» И «ПЕРЕСТРОЙКИ» Шишулина София Максимовна, Антонова София Артёмовна, г. Полярный, ЗАТО Александровск. Научный руководитель: Охапкина Ольга Сергеевна, учитель истории и обществознания муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. А. Погодина». ВВЕДЕНИЕ Обоснование темы: Я остановилась на этой теме, вдохновленная периодами становления социалистического, могучего государства – Советского Союза. Эти времена любопытны мне благодаря большим переменам в образовательной системе, которые были вызваны развитием государства. И еще больше – его последующим распадом, вызвавшим потрясения в обществе: периодами «НЭПа» и «Перестройки». Мне захотелось посмотреть на повседневную жизнь своих сверстников в эти периоды через призму новых подходов к изучению истории и антропологии. Актуальность темы данной исследовательской работы обусловлена тем, что за последнее время в исторической науке произошли изменения, связанные с возникновением нового направления изучения исторического прошлого и методов его исследования, появляется интерес к повседневной жизни человека. Само направление возникло в конце 60-х гг. ХХ в. 12 В 60-е гг. XX в. возникает школа анналов, где центром научных исследований становится повседневная жизнь. Такими учеными, как М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, был сделан вывод, что без изучения повседневности невозможно изучить историю в целом. 13 Стоит отметить, что в истории повседневности рассматриваются такие аспекты обыденности, как образ жизни и его изменение у различных слоёв населения в определённые исторические эпохи, интересы и досуг, внешний и внутренний мир человека, его переживания, впечатления и размышления, жизненные проблемы и их восприятие современниками событий. В своей работе нами было проведено исследование повседневной жизни школьников в СССР в Мурманской области в 1920-х гг. в период НЭПа, а также в 1980-х гг. в период «Перестройки». С 1920-х гг. только начиналось становление нового государства, что поспособствовало большим переменам в жизни школьников и системе 12 Сотникова Е. В. История повседневности как научное исследование. 2021. № 1. С. 21 // КиберЛенинка : научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-povsednevnosti-kak-nauchnoe-napravlenie (дата обращения: 25.02.2022). 13 Пушкарёва Н. Л. История повседневности как направление исторических исследований // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 3. URL: https://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2004/no5/2004_5_003_Pushkareva.pdf (дата обращения: 02.11.2021).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz