Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.

28 Железная дорога как важнейшая транспортная артерия находилась под неусыпным вниманием. Она расширялась и модернизировалась. Уже в 1925 году в Кандалакше построили каменное здание паровозного депо с поворотным кругом, а спустя всего 9 лет, 4 ноября 1934 года был торжественно открыт первый на Севере электрифицированный участок железной дороги: Кандалакша – Апатиты – Кировск. На реке Ниве предусматривалось строительство трёх гидроэлектростанций. Электричество нужно было быстроразвивающемуся краю, как воздух. Основные земляные работы на строительстве Нива ГЭС-2 начались летом 1931 года. 30 июня 1934 года Нива ГЭС-2 вступила в строй. Первый агрегат первой в Заполярье гидростанции дал ток. В это же время развернулись проектно- изыскательские работы на Нива ГЭС-3. Мощная подземная гидростанция должна была обеспечить электроэнергией Кандалакшский алюминиевый завод, строительство которого велось параллельно. В 1936 году вступил в строй действующих Кандалакшский механический завод, преобразованный из ремонтно-механических мастерских. В 1937 году на нём работало 515 человек. Незадолго до войны завод передали в состав судостроительной промышленности. В 1938 году рабочий посёлок Кандалакша получает статус города, и его вводят в состав только что образованной Мурманской области. На тот момент в городе проживало свыше 20 тыс. человек (без населённых пунктов района). Город Кандалакша в годы Великой Отечественной войны Но мирная жизнь закончилась: грянула Великая Отечественная война. Фашисты, опьянённые лёгкими победами в Западной Европе, рассчитывали на быстрое окончание военной компании. Операция по захвату Кандалакши получила кодовое название «Зильберфукс» (Черно-бурая лиса). Гитлеровцы прекрасно понимали, что взятие города отрежет от Большой земли незамерзающий порт Мурманск и усложнит доставку военных грузов от союзников. Тяжёлые бои на подступах к Кандалакше и к станциям Кировской железной дороги шли всё лето 1941 года. Ценой огромных усилий наступающие немецко- фашистские части были остановлены на 87-м километре алакурттинской дороги. Операция «Зильберфукс» закончилась провалом. Но война продолжалась! Не достигнув желаемого, гитлеровцы яростно бомбили город и железнодорожную станцию. Но переломить ситуацию они уже не могли. Железная дорога работала надёжно, обеспечивая бесперебойное движение поездов с военными грузами. 34 работника Кандалакшского отделения железной дороги – машинисты, кочегары, стрелочницы – погибли при проводке эшелонов, были жертвы и среди мирного населения. В октябре 1944 года после успешной операции группировка фашистов была разгромлена. Советские войска вступили на территорию Финляндии и Норвегии. Война на Севере (в основном) была завершена. Кандалакша в послевоенное время Жизнь понемногу налаживалась. Люди, выжившие в страшной войне, возвращались к мирному труду. Нужно было завершить начатое. Возобновилось строительство Нива ГЭС-3, и в декабре 1949 года подземная гидроэлектростанция дала первый ток. В 1949 году продолжилось прерванное войной строительство Кандалакшского алюминиевого завода, который уже 28 января 1951 года выдал свой первый алюминий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz