Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.

27 В ночь на 6 июля английский пароход с 8 орудиями крупного калибра бросил якорь в устье реки Нивы. Утром 150 матросов и солдат под прикрытием артиллерийского огня с парохода, на шлюпках двинулись на правобережную сторону села, но их встретили выстрелами 52 крестьянина. Нападавшие отступили. Тогда они послали 2 баркаса с 70 человеками на левобережную сторону. Жившие там 13 крестьян, пока были боеприпасы, стреляли по врагу, а затем отошли в лес. Англичане ворвались в кладбищенскую церковь и зажгли её, после чего спешно вернулись на баркасы. Видя безрезультатность своих действий, английские моряки снялись с якоря и поставили пароход ближе к центральной части селения. Корабельная артиллерия направила огонь на жилые постройки правобережной стороны. Некоторые из них загорелись. Часть людей ушла на тушение пожаров. Интервенты сочли момент удобным для высадки десанта. Однако, когда гребные суда со 150 матросами приблизилась к берегу, по ним вновь была открыта ружейная стрельба. Потеряв несколько человек, противник отступил. Англичане отвели пароход на расстояние 400 метров от берега и подвергли Кандалакшу яростному обстрелу из пушек. В 14 часов, когда большую часть села охватило пламя, пароход снялся с якоря и ушёл в море. В результате девятичасовой бомбардировки в Кандалакше сгорели 46 крестьянских дворов, 29 амбаров, одна церковь, общественный хлебный склад, разрушена колокольня и несколько хозяйственных построек. Интервенты нанесли большой материальный урон, но убитых и раненых среди жителей Кандалакши не было. Развитие промышленности В конце XIX века в окрестностях Кандалакши начинает интенсивно развиваться лесопильное производство. Медленно растущая северная сосна давала превосходную древесину – мелкослойную, плотную, смолистую. Благодаря этому она пользовалась большим спросом у фабрикантов, изготовлявших мебель и музыкальные инструменты. В 1890 году был построен первый в Заполярье лесопильный завод, который расположился на острове Берёзовом. Чуть позже – в 1899 году такой же завод построили на острове Оленьем. Его хозяином была шведская фирма «Г. Ослунд». В 1901 году англичанин К. Стюарт построил третий лесопильный завод на острове Овечьем. В конце XIX века в России на самом высоком уровне рассматривается вопрос о соединении железной дорогой незамерзающего Баренцева моря с центральными районами страны. Строительство дороги началось в 1915 году. Первым начали строить участок Петрозаводск – Сорокская бухта, затем Кандалакша – Мурманск, и, наконец, Сорокская бухта – Кандалакша. Проведение железной дороги от Петрозаводска до Мурманского побережья протяжённостью более 1000 километров заняло в общей сложности 20 месяцев рабочего времени. Были достигнуты невиданные в мировой практике темпы прокладки рельсового пути – в среднем по 52,5 километра в месяц (на Кольском полуострове – по 26 километров в месяц). Пропускная способность дороги была весьма скромной – около 40 тысяч пудов груза в сутки, причём только в одном направлении. Скорость движения поездов равнялась 8 – 10 километрам в час. В 1925 году приступил к работе Кандалакшский рыбоконсервный завод, положивший начало консервному производству на Кольском полуострове. К 1929 году завод выпускал 10 тыс. банок рыбных консервов в день.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz