Исследователь Мурмана – 2023 : сборник работ по итогам областного конкурса / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель А. Г. Бахтина ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2024. – 113 с.

25 Сложно сказать, какая из версий более правильная. Об этом мы, наверное, не узнаем уже никогда. Север хранит множество тайн, однако ученые и исследователи открывают новые и новые страницы истории. Вот и мы в нашем проекте попробуем приоткрыть тайны нашего города Историческое прошлое нашего города Впервые Кандалакша упоминается в документах, датированных 1517 годом. В то время северные земли были богаты пушным зверем, а на пушнину был большой спрос. Среди жителей Новгорода ходил слух, будто в северной стране пушные зверьки падают с неба из туч, поэтому их там водится огромное количество. Кроме пушнины новгородцев интересовало сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб. Местное население села Кандалакша было редким и весьма миролюбивым. Вот что писал о нём один из переселенцев: «Лопаря обидеть легко, потому что он добр. Пришёл к нему в вежу – всем потчует: вчерашней рыбы не подаст, а живую тащит, сегодняшнюю. А и выпьет – драться не лезет, не то что наш помор, а ты его поцелуй, ты его сам зазови в гости, ты с ним крестом поменяйся… так он за тебя душу всю заложит и выкупать не станет. Вот они каковы человеки есть – добрый народ» 2 . Такое отношение саамов к пришлым людям в немалой степени способствовало заселению русскими крестьянами побережья Белого Моря. Смешанные браки не были редкостью: саамы были рады породниться с русскими, так как те стояли на более высоком уровне развития, и можно было рассчитывать на их помощь в трудное время. А лопки, в свою очередь были прекрасными жёнами: когда муж уходил на промысел, они в одиночку свободно управлялись с хозяйством, что ценилось особо! По всей вероятности, так и было основано в устье бурной и богатой рыбой реки Нива поморское село Кандалакша. История развития Кандалакши Река Нива, на которой стояло село Кандалакша, делила его на две части: левобережную и правобережную. В 1526 году на правобережной стороне была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, в которой приняли христианство первые саамы, жившие близ Кандалакши. В «Ростовской летописи» есть такие строки: «…Приехаша…Поморцы и Лопляне с моря Окияна, из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, били челом Государю и просили Антимиса и священников церковь свящати… И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавшее свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша…» 3 . Относится эта запись к 1526 году. Позднее, в 1550-х годах, при церкви возник Кандалакшский мужской монастырь. В 1742 году был упразднен Кандалакшский монастырь «по скудости и неумению братии и служителей» 4 . Сейчас место, где стоял монастырь, местные называют Монастырский Наволок. Но хозяйственное освоение Кольского полуострова проходило в обстановке почти не прекращающихся враждебных действий со стороны соседей – Швеции и Дании. Особенно агрессивна была Швеция. 23 мая 1589 года ночью шведские войска подошли к Кандалакше. Окружив селение, они начали безжалостно истреблять всех жителей от мала до велика. 2 История Кандалакши // Кандалакша.org : информационный портал. 2007. URL: https://kandalaksha.org/static/history.html ( дата обращения: 05.03.2023). 3 Православный храм в Кандалакше // Кандалакша.org : информационный портал. 2007. URL: https://kandalaksha.org/pravoslavie/prihod.html ( дата обращения: 05.03.2023). 4 Гаркотин В. П. Указ. соч. С. 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz