Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

В ноябре 1942 г. пришлось пережить тяжелые часы, когда бомбежкой была повреждена открытая часть Нивской гидростанции. Это случилось во второй половине дня. Быстро наступали сумерки, и столь же быстро уходило тепло. Возникло чувство какой-то безысходности: ведь остановилась и железная дорога на электротяге. От сердца отлегло, когда выяснилось, что повреждения не очень большие и их можно исправить. Собрали монтажников со всех городов области, и через двое суток все было восстановлено. Хорошо, что не было сильного мороза и системы отопления в домах не разморозились. Зимой 1942-1943 годов по предложению начальника энергоцеха Д . П . Никитина перевели отопление жилых домов, общежитий, бытовок на руднике и на заводе с угля на электробойлеры. Это обеспечило тепло в домах и горячую воду в бытовках. Восстановительные работы сдерживал недостаток рабочих рук и транспорта. Весь автотранспорт состоял из 18 старых полуторатонных автомашин Г А З -А А , одного трехтонного ЯА За , одного трактора и одного трехтонного автокрана. Из-за недостатка бензина 10 грузовых машин было переоборудовано в газогенераторные, а в гараже налажены изготовление и сушка чурок. Дела пошли быстрее, когда на комбинате была организована перевалочная база для оборудования, поступавшего по ленд-лизу. В 1943 г. было получено более 30 автомашин высокой проходимости (Студебеккер и Интернейшенл), четыре мощных трактора, три автокрана и свыше 20 металлорежущих станков с инструментом. Это дало возможность главному механику комбината М . Е . Стетюхе начать восстановление ремонтномеханического цеха и организовать мастерские на руднике и на заводе. Нельзя не отметить исключительно важное значение в то время Мурманского порта. В первые недели после начала войны Мурманский порт был закрыт. Краны демонтированы и вывезены. Оставался один плавучий кран и несколько разобранных паровых. Все транспортные связи остались за Архангельском. В начале 1942 г., когда в связи с ранней зимой начала замерзать Двина, возникла угроза задержки с разгрузкой прибывающих караванов и было принято решение открыть Мурманский порт. Первые краны были собраны по области, в 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz