Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.
рода - электроподстанция № 1, оказавшаяся “ в вилке” между двумя воронками солидного размера». На руднике в это время начали очистку от льда основной откаточной штольни 222-го горизонта и монтаж подъемной машины на первой шахте. Печь работала на сохранившихся запасах местной и норильской руды, с большими простоями из-за частых обрывов электродов, аварийных выпусков расплава и перебоев в подаче материалов из-за смерзания шихтовых материалов в бункерах. Отсутствие опыта и необходимых навыков у набранных с большим трудом смен усугубляло обстановку. Большие простои электропечи вызывали завалы грануляционного желоба, по которому шлак смывали в озеро, - он имел слишком малый уклон. Регулярные плавки файн- штейна начали выдавать только в феврале 1943 г. В рафинировочном цехе в октябре 1942 г. одновременно с набором персонала начали подготовку к пуску разделительной плавки на сохранившейся после демонтажа цеха вагранке площадью 1,54 м2 в области фурм. Удалось собрать немного файнштейна и топа-2 и в ноябре начать первую разделительную плавку. Было проплавлено 50 т файнштейна и получено 30 т боттома-1. После того, как подготовленный файн- штейн был проплавлен, с целью извлечения корольков ботто- ма и обучения персонала стали плавить разложившийся в порошок топ-2. Начальником цеха был Г. Г. Саламов. Меня назначили главным инженером цеха в ноябре. На загрузке вагранок работали девушки из Вологодской и Рязанской областей. На сортировку топа и боттома поставили ребят, приехавших из Иваново, окончивших фабрично-заводское училище. Хорошо помню такую картину: темный холодный цех, вокруг костра группа чумазых ребят в перемазанных белых заячьих шапках. Спрашиваю: “ Почему сидите?” Отвечают: “ А мы автомеханики, камни бить не будем!” (Имелись в виду куски топа и боттома, которые надо было выбирать из кучи в углу цеха и разбивать.) Пришлось объяснить, что это за камни, какие в них металлы и для чего они нужны на фронте. Потом один из этих ребят, Аркадий Куликов, был мэром Мончегорска, а Алеша Рябов долгие годы работал старшим электриком рафинировочного цеха. Мостового крана в пролете не было, и его работу выполнял старенький шеститонный паровой железнодорожный кран, ходивший по нескольким звеньям рельсов. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz