Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

станций - восстановить линию электропередачи с Нивских Г Э С и помочь комбинату с электрооборудованием. Проект восстановления был разработан в очень короткий срок - что-то около двух недель, и в это же время были оформлены заказы на поставку по ленд-лизу оборудования из СШ А . Технической документации не было - архив комбината был вывезен в Джезказган, и добраться до него было невозможно. Оборудование заказали по сохранившейся, к счастью, в одном из столов управления комбината сводной спецификации из технического проекта первой очереди. С учетом затруднений, выявившихся при совмещении в одних пролетах рудной и разделительной плавок, было сразу принято принципиально важное решение: рудную плавку восстановить только в плавильном цехе. Вывоз шлака в шлако- возах на отвал по условиям светомаскировки исключался. П о этому у печей проектировалось грануляционное устройство и смыв шлака в южную часть озера Нюдъявр по желобу с южной стороны плавильного цеха. В мае по решению ГКО прибыл дивизион зенитной артиллерии. Личный состав разместили в землянках между заводом и городом. Орудия и пулеметы были установлены вблизи цехов, поверхностных сооружений рудника и в городе. В 20-30 км на запад от промплощадки были вынесены пункты наблюдения, соединенные телефонной связью с командованием. На временном аэродроме на 27-м километре была размещена эскадрилья истребителей. В конце мая прибыла первая партия молодых рабочих из Рязанской области - 300 девушек. А в начале июня - 350 молодых ребят из Ярославля, окончивших краткосрочные курсы по ремонту автомашин, 350 девушек и ребят из Кировской области. В начале июня начали возвращаться эвакуированные металлурги и горняки. Наша первая группа с Урала, в которую входили И. Н. Артемов, К. Н . Дзахов, А. Н . Ильин и несколько рабочих, прибыла одновременно с бригадой проектировщиков из С Н О П а . В ней были строители С . В. Коротков, А . И. Мишин, сантехник А. А. Сакварелидзе, механик В. В. Редзь- ко, электрик И. Б. Колкер. Добравшись со всякими сложностями “ на перекладных” до Мончегорска, уже на следующий день мы отправились на завод. Меня поразила оглушительная тишина мертвого завода. В плавильном цехе, под фермами 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz