Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

нер П. Ф. Клепцов, и так как часто он вносил последующие “уточ­ нения”, монтажники взбунтовались и отказались работать с передел­ ками. В результате каждое уточнение выполнялось только после мо­ его личного вмешательства. Большие трудности встретились при осуществлении работ по фу­ теровке электролизных ванн. Работы велись ленинградским отделе­ нием треста “Металлохимзащита" под руководством опытного про­ раба. Насколько остро стоял вопрос со сроками, показывает следую­ щий пример: несколько ванн дали течь, и немедленно была вызвана комиссия из Москвы, с участием руководства треста. Хотя всем бы­ ло ясно, что при сложности выполняемых работ по многослойной химзащите и малой квалификации подсобных рабочих из лагеря де­ фекты неизбежны, прораба обвинили во вредительстве, и после это­ го он работал уже как заключенный. Были трудности с изоляцией спецкранов. Кстати, интересна исто­ рия создания конструкции этих кранов. В отделе технического про­ ектирования были разработаны рабочие чертежи спецкрана для за­ грузки и выгрузки ванн по типу крана, применявшегося в Канаде, на заводе Порт Кольборн. Платформа крана при выходе на рабочую площадку приподнималась при помощи четырех домкратов, враще­ ние которых осуществлялось четырьмя парами конических шестерен от одного электродвигателя через жесткую систему горизонтальных валов. Зная условия изготовления этого сложного механизма, я отка­ зался выпускать уже готовые “кальки” и пригласил из Гипроалюми- ния конструктора Рамке, который по трудовому соглашению в тече­ ние 10 дней разработал новую, более простую конструкцию спецкра­ на, успешно изготовленную и работающую вот уже 40 лет». 1 ноября 1940 г. был подан ток на первую серию электролизных ванн, а в начале ноября потребителю был отгружен первый вагон катодного никеля марки Н -1 . Провели трудный пуск и первый этап освоения молодые инженеры А . А . Григорьева, И . С . Иевлев и В. Н . Поляков, механик П . П . Компанеец при постоянной помощи ленинградских ученых и проектировщиков из С Н О П а . До конца года было получено 421,6 т металла. Североникель стал первым заводом страны, освоившим крупное промышленное производство чистого катодного никеля. Зависимость отечественного машиностроения от зарубежных поставок никеля была устранена. Первый кобальт удалось получить в 1939 г. Работа по его извлечению, начатая М . В. Иолко в Горном институте, была им продолжена вскоре после наладки процесса конвертирования штейна. В январе - феврале 1939 г. были взяты пробы конвертер­ 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz