Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

го склада руды, флюсов и кокса с грейферными кранами и дробильным отделением, воздуходувной станции, газоходов и дымовой трубы. А до этого, в августе, для осуществления авторского надзора из СНОПа на площадку был командирован М. В. Иолко. Он нашел ряд недостатков при монтаже шахтной печи и конвертеров, доложил об этом директору комбината Гаршину, главному инженеру В. П. Редь­ кину и сообщил о них в главк. Результат был неожиданный - по ука­ занию наркома А. М. Самохвалова ему было предложено занять ме­ сто технического руководителя металлургического завода (так тогда называли рафинировочный цех). 14 сентября М. В. Иолко вступил в должность, поставив условием приглашение на пуск опытных метал­ лургов с Карабашского медеплавильного завода, на котором он ра­ нее работал. Часть пускового штага рабочих и мастеров была взята с Опытного завода и прошла двухнедельную практику на Уфалей- ском заводе. В конце сентября в Мончу прибыли карабашские масте­ ра - конвертерщики С. Ф. Копылов, П. К. Крюков, А. В. Казанцев, старшие загрузчики и горновые. С Кировградского завода приехал мастер-конвертерщик Д. И. Бабушкин. Начальниками смен были вы­ пускники Северо-Кавказского института цветных металлов - В. В. Терпогосов, Ш. X. Цомаев, К. Н. Дзахов, В. П. Осипов, В. М. Сары­ чев; Ленинградского горного института - Я. В. Васильев, В. Н. Зна­ менский, москвичи И. П. Папивин, Д. В. Филатов. Самым опытным был Колмогоров, обладавший двухлетним стажем работы на Уфалей- ском заводе. Я приехал в ноябре и был назначен помощником к Во­ лоде Терпогосову. “ 10 октября мы с М. В. Иолко, - рассказывал Я. Д. Рачинский, - пускали тракт подачи руды со склада и вели подготовку к загрузке и задувке ватержакета. Как всегда, не хватило двух дней для налад­ ки этого тракта. Когда же руда после ряда сделанных на ходу пере­ делок прошла приемные бункеры склада и щековую дробилку, она застряла в шихтовых бункерах колошниковой площадки, на которых заклинило челюстные затворы заводского изготовления. Положение создалось критическое, и тогда я решил срезать эти затворы (демон­ тировать их не было времени) и поставить ручные секторные затво­ ры. Инженер П. А. Моржов быстро сделал эскиз такого затвора, и их начали изготовлять в монтажной мастерской, а всю руду выпустили на колошниковую площадку и начали загрузку ватержакета. Ее ве­ ли вручную, носилками, так как вагоны-троллейкары, предусмотрен­ ные проектом, не были получены”. «К 11 часам загрузка была закончена, - вспоминал М. В. Иолко, - и подано дутье, а в 14 часов масса шлака и штейна пошла в перед­ ний горн. Примерно в 17 часов был выпущен первый штейн и заря­ жен один конвертер. Шлак сначала пошел в 20-тонные шлаковозки через ковш, а потом на грануляцию... Я остался на ночь на заводе, так как сменные инженеры процесс шахтной плавки знали недоста­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz