Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

4. Строительство и пуск первой очереди 1936 год - начало строительства Мончегорска. В феврале 1936 г. была прорублена просека будущего проспекта Металлургов, а в марте на пересечении первых улиц Соцгорода (как его тогда называли) - Западной и Строительной - появилась палатка производителя работ инженера П . Н . Гудкона. В этом неофициальном названии “ Соцгород” отражалась идея создания города, в максимальной степени отвечавшего требованиям нормальных, здоровых условий жизни, с хорошим бытовым обслуживанием, высоким уровнем культуры. Нараставшие темпы строительства и недостаток самого главного строительного материала - кирпича вынудили в первую очередь строить двухэтажные щитовые и брусчатые дома. И заселялись они как без внутренней, так и без внешней отделки. Надо было ликвидировать “ ситцевый городок” и набирать, набирать строителей. В марте вступила в строй железнодорожная ветка со станции Оленья, и это сразу помогло увеличить темпы строительства. До этого главными транспортными силами были два мощных по тому времени трактора и пять 5-тонных грузовых машин З И С -5 , на санях по льду доставлявших грузы со станции Имандра. Деревянные сани на стальных полозьях брали до 20 т оборудования и строительных материалов. Ледяная дорога через Имандру была заранее обследована и вдоль нее вморозили в лед елки. Был случай, когда тракторист свернул с трассы, провалился с трактором в воду и пришлось вызывать водолазов из Мурманского отделения Э П Р О Н а , чтобы вытащить трактор и спасти груз. 28 мая 1936 г. решением Наркомтяжпрома был создан трест “ Кольстрой” , на который возлагалось строительство не только в Монче-тундре, но и по всему Кольскому полуострову, в том числе строительство Нивских Г Э С и химического комбината в Кандалакше. Управляющим трестом был назначен В. И . Кондриков. Для ускорения стройки жилья В. И . Кондриков организовал заготовку деталей домов на Зашейковском лесокомбинате, на Кировском деревообделочном заводе, а также расширение Кильдинского кирпичного завода, к которому быстро проложили железнодорожную ветку. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz