Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.
катором, указывающим на опасность войны и страны, угрожающие делу мира. В свете этих положений встает проблема форсированного создания отечественной базы, производящей никель в количестве, достаточном для покрытия всех потребностей, включая оборонные” . 1935 год имел решающее значение в развертывании строительства комбината. Руководители стройки - В. И . Кондриков и Н . Н . Воронцов (из-за болезни сердца уволившийся в декабре 1935 г.) использовали все возможности, несмотря на недостаток рабочих рук, трудности со снабжением материалами, фуражом и продовольствием. Почтовую связь с Большой землей держал маленький самолет Ш -2 . Все грузы шли водным путем через станцию Имандра в Монче-губу, где был построен причал. Весной и в начале зимы, до ледостава, попасть в Мончу было невозможно. Очень помог прибывший к осени буксирный пароход с усиленным корпусом, построенный Ижорским заводом и переданный комбинату по распоряжению Серго Орджоникидзе. До станции Имандра его везли по железной дороге, для чего пришлось снять и снова поставить около сотни столбов линий железнодорожной связи. Назвали пароход так же, как и комбинат, - “ Североникель” . Строительство железнодорожной ветки от станции Оленья было одной из главных забот наряду с приемом новых рабочих и специалистов. Первые изыскания трассы с участием Н . Н . Воронцова были произведены еще в январе 1934 г. Но так как строительство дороги своими силами было невозможно, его поручили Управлению строительства Беломорского канала ГУЛАГа НКВД . Построили лагеря на станции Оленья, на 12-м, 16-м и 31-м км. По получении проекта, выполненного Лентранспроектом в сжатые сроки, осенью силами заключенных была начата работа по всей трассе. Мурманская железная дорога передала Североникелю три паровоза, несколько вагонов и платформ со штатом обслуживающего персонала, и уже в начале 1936 г. пошли первые поезда. Весной дорога “ раскисла” , так как шпалы зимой укладывали на мерзлый грунт. Движение пришлось остановить и приводить дорогу в порядок. Набор рабочих и специалистов шел разными путями: часть их была переведена их Кировска, многие приехали по вербовке из Вологодской, Псковской и Новгородской областей, 200 комсомольцев и 100 коммунистов были направле 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz