Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

Склад соды начали строить по проекту, разработанному в составе третьей очереди расширения комбината. Был уже сделан фундамент силосной башни, в которой собирались хранить соду. Во время посещения Южуралникеля выяснилось, что в силосе сода слеживается и приходится прибегать к взрывным работам, чтобы ее выпустить. Стало ясно, что строить такой склад не стоит, и по возвращении на комбинат направили В. С . Новицкого (он тогда работал конструктором) в командировку с заданием выяснить возможности более практичного способа хранения и разгрузки соды. Наиболее удачным был опыт одного завода, на котором сода выгружалась в емкости, растворялась и хранилась в баках в виде раствора. Расчеты показали, что дополнительные расходы на обогрев емкостей вполне окупаются экономией трудовых затрат. По нашему заданию МФ Гипроникеля сделал проект нового склада с подачей соды потребителям по содопроводу. Вскоре после пуска группа рационализаторов цеха М ТО , которому передали склад, - Н . В. Дмитриев, А . И . Васильев, А . Г. Синяк разработали конструкцию гидромонитора для размыва соды и таким образом очень удачно решили проблему выгрузки соды, прибывающей “ навалом” . В этом же году железнодорожный цех полностью перешел на тепловозную тягу - был списан последний паровоз, работавший на шлаковом отвале, и полностью механизировали и перевели на склад при плавильном цехе выгрузку норильской руды. Удачный способ разгрузки платформ, при помощи ножа, укрепленного на стреле экскаватора, впервые примененный на Печенганикеле, дал возможность механизировать эту трудоемкую работу. Была продлена эстакада склада руды, сделана платформа для экскаватора и создан фронт, достаточный для бесперебойной выгрузки руды с отвозкой ее автосамосвалами на подготовленную рядом площадку. Полный переход на тепловозы завершил социальную “ революцию” в железнодорожном цехе, в котором исчезла тяжелая профессия кочегара, а новая технология разгрузки руды избавила от необходимости собирать рабочих из других цехов при массовом поступлении руды, особенно в осенне-весенние месяцы, когда руда смерзалась в вагонах. В железнодорожном цехе решили и еще одну крупную задачу - внедрили систему автоматизированного управления передвижением локомотивов и маневровых составов. Об этом рассказал П. А. Касат­ 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz