Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

До 1941 г. разработка велась с закладкой минных камер и ручным разбуриванием крупных блоков после взрыва. Вскрышные работы велись в зимнее время, а добыча кварцитов - во время навигации. Работы в карьере возобновили в 1943 г., при этом перешли на систему с бурением скважин. Начальником рудника был В. И. Кровяков. В 1952 г. транспорт кварцита механизировали. На пристани в Риж-губе смонтировали щековую дробилку, а к кварцитовой пристани в городе провели железнодорожную ветку. Кварцит из барж стали перегружать грейферным краном и доставлять на склад плавильного цеха в думпкарах. В 1955 г. транспорт кварцита был окончательно решен постройкой автомобильной дороги от завода до карьера и поселка. В 1972 г. в технические условия на кварцит ввели норму предельного содержания фтора. Пришлось ввести отсортировку сланцевых включений при экскаваторной погрузке в карьере - темно-серый сланец заметно отличался от желтоватого кварцита. В 1975 г. подошли к концу мобильные запасы кварцита на юго-восточном участке, и разработку перевели на северо-западный участок, расположенный в 700 м от первого и отделенный от него заболоченной лощиной. Пласт кварцитов западного участка имеет протяженность 1,4 км и среднюю мощность около 16 м, отличается очень хорошей выдержанностью и постоянством элементов залегания. Горные работы начинались с выемки морены бульдозером в летний период без взрывных работ, разбуривали и отпиливали только крупные валуны. Затем проходили разрезную траншею по контакту с висячим боком кварцитового пласта шириной 22-24 м и начинали выемку кварцита и разнос лежачего и висячего боков. Высота уступа 8-10 м. Бурение скважин диаметром 105 мм проводили станками пневмоударного бурения БМК-4 и СБМ К -5 . В 1976 г. экскаваторы с емкостью ковша 1,25 м3 заменили экскаваторами с 2,5-м3 ковшами и бурение полностью перевели на станки 1-СБУ-125 . В 1978 г. с целью дальнейшего повышения производительности труда ввели еще более мощный экскаватор ЭК Г -4 ,6 и в конце года - буровой станок СБШ -200 . Переход на северо-западный участок заметно уве- 22 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz