Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

ко потребовал, согласно инструкции, разборки определенной части линзовых соединений. Когда это было сделано, на всех разобранных соединениях были обнаружены язвы в местах контакта. Это вызвало сомнение в надежности соединения. Контактные поверхности были заново прошлифованы, собраны с контролем обжима специальными динамометрическими ключами, трубопроводы опять опрессованы и предъявлены инспекции. И снова при разборке были обнаружены де­ фекты на линиях контакта. Возникло предположение, что причиной “сварки” поверхностей были наводки тока при электросварке. Элек­ тросварка на территории строящегося цеха была прекращена, и пе­ решли на газосварку. Это не изменило положения. Снова при конт­ рольной разборке линзовые соединения были с дефектами. Провери­ ли возможность заноса тока от электровозной откатки рудника и электровозов железнодорожной ветки на станции Оленья, которая в эти годы уже была переведена на электротягу. И это не дало эффе­ кта. Помог решить проблему молодой инженер, заведовавший тогда лабораторией механических испытаний при РМЦ. Ему передали по­ врежденные линзы, чтобы проверить структуру стали. Исследование никаких отклонений от норм не обнаружило, и он высказал предпо­ ложение, что при затяжке таких тщательно отшлифованных поверх­ ностей происходит так называемая “холодная сварка” деталей. З а ­ трубили обработку линз, и все стало на место. Монтажники долго еще посмеивались над тем, как я потребовал вести сборку трубопро­ водов высокого давления в белых халатах. В эти годы были ужесточены нормы на материалы для трубопро­ водов ответственного назначения, и это повлекло длительную задер­ жку монтажа. Пришлось вернуть английской фирме фасонные дета­ ли и часть арматуры высокого давления, которые не отвечали новым нормам, а в Советском Союзе не изготавливались. Более трех кило­ метров медного трубопровода между отделениями синтеза, дистилля­ ции и разложения пришлось демонтировать и сделать заново. К пе­ ределкам был привлечен весь набранный в цех персонал, и он свои­ ми руками “прошел” все сложные коммуникации. Это потом очень облегчило пуск и наладку цеха. Не обошлось и без осложнений. Во время обкатки системы высокого давления обнаружилась сильная ви­ брация трубопроводов. По предложению А. С. Киссина были устано­ влены буферные емкости на нагнетатели, и вибрация прекратилась. Вспоминается еще одна предпусковая “история”. Когда монтаж цеха был закончен и начато технологическое опробование всех сис­ тем на окиси углерода, была обнаружена большая утечка газа через сальники поршневых компрессоров, обеспечивающих циркуляцию газа через колонны синтеза. Несколько часов после пуска циркуля­ ционные компрессоры работали удовлетворительно, а потом начина­ лась быстро возрастающая утечка газа через сальник штока поршня, и компрессор приходилось останавливать. Пускать цех с такими ком­ прессорами было нельзя. Д . Ф . Устинов, первый заместитель Председателя Совета 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz