Поздняков В.Я. Североникель: (страницы истории комбината «Североникель»). Москва, 1999.

(раньше эту тяжелую и опасную работу выполняли 5-6 женщин). Это дало возможность развернуть работы по приведению в порядок железнодорожных путей. Осуществленный в эти же годы перевод подвижного состава на автосцепку исключил опасную ручную сцеп­ ку, дал возможность сократить вдвое численность составителей. Важной работой в плавильном цехе, обеспечившей на долгие го­ ды бесперебойную отвозку шлака на отвал, было выполненное служ­ бой пути желдорцеха соединение северного и южного путей шлако­ вого отвала в кольцо. Это потребовало срезки части отвала для вы­ равнивания отметок. Работы велись без перерыва в отвозке шлака, и только для укладки стрелок потребовался останов печей на несколь­ ко часов. В ремонтно-механическом цехе начали расширение кузнечно-ко­ тельного отделения с установкой более мощных прессов и нагрева­ тельных печей. Пополнили станочный парк и начали подготовку к внедрению технологии изготовления резиновых деталей и гуммиров­ ки под давлением. Особое внимание было направлено на освоение работы с титаном. Внедрение титана Малая стойкость нержавеющей стали в горячих, агрессивных растворах в производстве никеля и кобальта с первых лет работы была трудной проблемой. Насосы из самой стойкой высоколегированной хромоникелевой нержавеющей стали с примесью молибдена выходили из строя, проработав несколько месяцев, а иногда и недель. Фаолитовые* покрытия не обеспечивали длительную работу, так как быстро подвергались абразивному износу, а гуммирование не везде можно было применить. Хлорвиниловые материалы не подходили по теплоустойчивости. Простои оборудования, высокие ремонтные расходы и трудовые затраты заставляли искать новые материалы. Особо острой эта проблема стала, когда в конце пятидесятых годов был взят курс на внедрение автоматизированных непрерывных процессов. В исследовательском отделе ЦЗЛ В. Б. Жилкиным и Т . В. Грань были начаты систематические исследования коррозии различных нержавеющих сталей и сплавов в условиях электролизного и кобальтового цехов. Образцы помещали в рабочие среды и после выдержки в течение до 3000 ч взвешивали для определения степени износа. Испытания подтвердили недостаточную стойкость нержавеющих сталей, и только образцы титановых сплавов, предложенных * Фаолит - состав из измельченног асбеста и фенолформальд гидной смолы, затвердевающей при нагревании. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz