Памятные места Мончегорска : путеводитель-справочник / Музей истории города Мончегорска ; [сост. Н. В. Бородкина ; авт. предисл. Д. Шапошников]. – Мурманск : РУСМА, 2012. - 92 с.

Памятные места Мончегорска усиливающий выразительность всей композиции. Дополнительным украшением послужили фонтаны. Большой фон­ тан расположен на главной оси скве­ ра площади и выполнен из бетона и железобетона, центральная часть - из природного материала в виде навала камней, и два малых фонтана вблизи двухэтажных домов при сопряжении улицы Стахановской с проспектом Андрея Жданова. Воробьев Борис (Исай) Яковле­ вич (11.11.1911 - 5.04.1990) - один из ведущих скульпторов-анималистов Ленинградского фарфорового заво­ да, заслуженный художник РСФСР, участник всесоюзных и междуна­ родных выставок, работы находятся в музейных и частных коллекциях. С 1932 по 1935 г. учился в Московском строительном институте. По реко­ мендации известных художников страны - И. И. Бродского и В. А. Ва­ тагина - поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств в Ленинграде в 1936 году. В это же время началась его работа на знаменитом Ломоносовском фар ­ форовом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Закан­ чивая академию, Воробьев первым в ее многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной работы не изо­ бражение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Он не только выдержал борьбу с многочис­ ленными апологетами соцреализма - противниками анималистики, но и приобрел достойных сторонников. Это событие стало знаковым в исто­ рии советского искусства: с тех пор доступ «зверю» на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки был от­ крыт. Обучаясь в академии у В. Бо­ гатырева и А. Матвеева, Воробьев в то же время постоянно пользуется советами и помощью основополож­ ников советской анималистической скульптурной школы И. С. Ефимо­ ва и В. А. Ватагина. Влияние Ивана Семеновича Ефимова наглядно про ­ является в крупных скульптурах Во­ робьева, ярким примером которых является скульптура «Лось», установ­ ленная в Мончегорске. Она выполне­ на в лучших традициях ефимовского направления анималистического ис­ кусства. О периоде создания скульптуры Борис Яковлевич вспоминал: «Мон­ чегорск с самого начала обрел свое лицо. Когда мы взялись за создание символической скульптуры, прежде всего обязаны были думать о том, чтобы не нарушить это своеобразие, а, наоборот, подчеркнуть его, сделать оригинальное дополнение. Харак­ тер промышленности, требование архитектуры, исторические особен­ 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz