Память о прошлом город хранит : [о городе Полярном (Александровске)] : справочник-путеводитель / Совет депутатов ЗАТО Александровск Мурм. обл. [и др.] ; подгот.: О. Г. Вербин [и др.]. - Санкт-Петербург : Дитон, 2014. - 240 с. : ил., карты, портр.
Воинские захоронения [од захоронения: 1972. Размерзахоронения: 17м х23м Дата открытия памятника: 12 февраля 197] года. Местонахождение: губа Кислая, площадь Памяти, воинский участокна городском кладбище. Авторы: неизвестны. Фото: из личного архива А. В. М аш . Памятникнабратскоймогиле моряков-подводниковАПЛ«К-19», погибшихвокеане24февраля1972года П амятник подводникам, погибшим во вре мя боевого похода «К-19» в феврале 1972 года, был установлен на кладбище губы Кис лой через год после трагедии, в 1973 году. «К-19» - первая советская атомная под водная лодка, оснащенная ядерными бал листическими ракетами, спущенная на воду в 1959 году и принятая в состав Воен но-Морского флота в 1960 году, уже вскоре получила прозвище «Хиросима» из-за мно гочисленных аварий. В 1961 году во время учений «Полярный круг» на подводной лодке под командова нием капитана 1-го ранга Затеева Николая Владимировича произошла разгерметизация корпуса и отказ системы охлаждения ядер- ного реактора. Тогда ценой своей жизни во семь моряков во главе с лейтенантом Борисом Корчиловым спасли лодку и мир от ядерной катастрофы. После дезактивации и переоснащения в 1963 году субмарина снова вышла на бо евое дежурство, но ее, словно рок, пресле довали как мелкие неприятности, так и крупные аварии. В 1969 году при входе в Белое море подлод ка столкнулась с американской субмариной «Гэтоу», предположительно участвовавшей в разведывательной операции. Но какой бы не везучей ни была «К-19», она каждый раз воз вращалась в родную базу. В 1972 году на ее борту случилась новая трагедия. 24 февраля лодка под командова нием капитана 2 ранга Кулибаба В. П., воз вращалась домой с боевого патрулирования в Северной Атлантике. До прибытия на базу оставалось восемь суток. Ничто не предвеща ло беды. В десять часов тридцать пять минут в трю ме девятого отсека произошел разрыв тру бопровода. Масло, вырвавшееся из свища, воспламенилось, и в одно мгновение начался сильный пожар. Главстаршина девятого отсе ка Александр Васильев принял огонь на себя. Он успел размотать шланг пожаротушения и направить струю в очаг пожара. Его, обгорев шего, найдут потом в трюме отсека. Уже бу дучи мертвым, он спасал живых: струя пены заливала пропитанный маслом трюм. Смерть рвалась из отсека в отсек. Но лодка всплывала... Горел девятый, в восьмом гибли люди, в седьмой проник невидимый убийца - угарный газ, но лодка всплывала, потому что не покидали своих постов те, кто управлял движением, от которого зависело всплытие лодки. В восьмом электротехническом отсеке на ходятся жизненно важные механизмы, без которых невозможно остановить реактор и начать его расхолаживание. Ради того, что бы в те роковые минуты обеспечить работу главных механизмов, и прожил свою жизнь командир отсека капитан 3 ранга Цыганков Лев Григорьевич. Инженер-лейтенант Хрычиков Вячеслав Витальевич был старшим в седьмом, турбин ном, отсеке. У маневрового штурвала, регу лирующего обороты турбин, стоял старшина 2-й статьи Марач Казимир Петрович. Благо даря им лодка все же всплыла. В пожаре погибло 28 членов экипажа. Еще 12 человек были блокированы огнем в деся том отсеке, откуда их удалось эвакуировать лишь через двадцать четыре дня, после отбук сировки лодки на базу. Все это время моряки держались в полной темноте без пищи и поч ти без воды, с весьма ограниченным запасом воздуха, в первые дни не имея даже связи с другими отсеками. Лейтенанта Хрычикова и старшину Марача 96 Память о прошлом город хранит Исторические памятники
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz