Образы минувшего времени : 30-летию газеты «Энергия плюс», 45-летию Кольской АЭС, 50-летию г. Полярные Зори посвящается : [очерки] / Олеся Громова. – Полярные Зори : [б. и.], 2018. – 154 с., ил., фот.
V . M I H >, ^ .. —---- ---- -- ----------------* - С 7 - a , . • - _^„и jo (ірпниіг п рн г п к т к п й кампании прешаются!». Перед строителями возникли десятки инже нерных проблем. Завод-поставщик отгрузил корпус реактора в адрес стройки раньше намеченного срока, а в аппаратном от делении ещё не был смонтирован 250-тонный кран. Не было и железнодорожного пути, ведущего втранспортный коридор. Поэтому корпус реактора временно размести ли в машзале и здесь же проводили ревизию, приварку патрубков и другие подготовительные работы. Кроме того, целую неделю во всех коллективах стройки шли дебаты: как лучше сгрузить негабарит. Решение этой задачи в большей или меньшей мере коснулось всех ор ганизаций, участвовавших в возведении атомного гиганта Заполярья. Подготовительная работа шла день и ночь. На подъездной эстакаде утопили в бетон железнодорожные шпалы. Под те места, куда должны были сгружать реактор, установили две металлические опоры по проекту инжене ра О.И.Созинова. Испытали второй, 125-тонный, мостовой кран: нагрузили 156-тонным грузом, измерили прогиб. Убрали всё, что могло помешать при разгрузке, сняли даже ригели - 16-тонные железобетонные балки на верхнем ро стверке фундаментов турбогенераторов. Прогнали по пути думпкары - платформы, гружённые железобетонны ми плитами, с таким расчётом, чтобы имитировать нагруз ку на ось «крокодила». Пути выдержали испытания. И вот _ „ . транспортёр с реактором начал движение по эста- 134 каде. Вернее, он полз со скоростью черепахи - мало ли что могло случиться. Грузу ведь цены не было! К блокам кранов прицеп или мощную, весом в 20 т, тра версу, один только крюк которой выше человеческого ро ста (она была специально прислана с Киришской ГРЭС). Началось долгожданное «генеральное наступление». Монтажники домкратами подняли ферму, на которой сто ял реактор. Лопнула одна маслопроводная трубка. Другая. Заменили трубки. Ещё несколько часов, и «крокодил» при поднят. Подложили под него шпалы. Опустили домкраты. Реактор «раскрылся»-удерживавшие его фермы отошли в стороны. Теперь всё зависело от искусства крановщиц, от их умения синхронно и плавно перемещать груз, точно выполняя команды. Тросы впились в деревянные подклад ки, как в масло. Реактор на весу! Медленно проплыл он к предназначенному для него месту. За верёвки-оттяжки монтажники развернули тяжеловес на 90 градусов. Нельзя былодопустить, чтобы реактор коснулся колонн фундамен тов турбин. Напряжённо тянутся минуты. И вот с помощью «лягушки» стенд-кантователь на метр-другой подвинут под висящий на тросах аппарат. На штатном месте его впо следствии установят монтажники из бригады Фёдорова участка «Севзапэнергомонтаж», Руководил этой работой прораб СЗЭМ С.Андрюшенко. 16 апреля 1973 г. провели ещё одну пробу пуска турбины №2. С 30 апреля по 18мая 1973 г. шла горячая обкатка обо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz