Образы минувшего времени : 30-летию газеты «Энергия плюс», 45-летию Кольской АЭС, 50-летию г. Полярные Зори посвящается : [очерки] / Олеся Громова. – Полярные Зори : [б. и.], 2018. – 154 с., ил., фот.

V . M I H >, ^ .. —---- ---- -- ----------------* - С 7 - a , . • - _^„и jo (ірпниіг п рн г п к т к п й кампании прешаются!». Перед строителями возникли десятки инже­ нерных проблем. Завод-поставщик отгрузил корпус реактора в адрес стройки раньше намеченного срока, а в аппаратном от­ делении ещё не был смонтирован 250-тонный кран. Не было и железнодорожного пути, ведущего втранспортный коридор. Поэтому корпус реактора временно размести­ ли в машзале и здесь же проводили ревизию, приварку патрубков и другие подготовительные работы. Кроме того, целую неделю во всех коллективах стройки шли дебаты: как лучше сгрузить негабарит. Решение этой задачи в большей или меньшей мере коснулось всех ор­ ганизаций, участвовавших в возведении атомного гиганта Заполярья. Подготовительная работа шла день и ночь. На подъездной эстакаде утопили в бетон железнодорожные шпалы. Под те места, куда должны были сгружать реактор, установили две металлические опоры по проекту инжене­ ра О.И.Созинова. Испытали второй, 125-тонный, мостовой кран: нагрузили 156-тонным грузом, измерили прогиб. Убрали всё, что могло помешать при разгрузке, сняли даже ригели - 16-тонные железобетонные балки на верхнем ро­ стверке фундаментов турбогенераторов. Прогнали по пути думпкары - платформы, гружённые железобетонны­ ми плитами, с таким расчётом, чтобы имитировать нагруз­ ку на ось «крокодила». Пути выдержали испытания. И вот _ „ . транспортёр с реактором начал движение по эста- 134 каде. Вернее, он полз со скоростью черепахи - мало ли что могло случиться. Грузу ведь цены не было! К блокам кранов прицеп или мощную, весом в 20 т, тра­ версу, один только крюк которой выше человеческого ро­ ста (она была специально прислана с Киришской ГРЭС). Началось долгожданное «генеральное наступление». Монтажники домкратами подняли ферму, на которой сто­ ял реактор. Лопнула одна маслопроводная трубка. Другая. Заменили трубки. Ещё несколько часов, и «крокодил» при­ поднят. Подложили под него шпалы. Опустили домкраты. Реактор «раскрылся»-удерживавшие его фермы отошли в стороны. Теперь всё зависело от искусства крановщиц, от их умения синхронно и плавно перемещать груз, точно выполняя команды. Тросы впились в деревянные подклад­ ки, как в масло. Реактор на весу! Медленно проплыл он к предназначенному для него месту. За верёвки-оттяжки монтажники развернули тяжеловес на 90 градусов. Нельзя былодопустить, чтобы реактор коснулся колонн фундамен­ тов турбин. Напряжённо тянутся минуты. И вот с помощью «лягушки» стенд-кантователь на метр-другой подвинут под висящий на тросах аппарат. На штатном месте его впо­ следствии установят монтажники из бригады Фёдорова участка «Севзапэнергомонтаж», Руководил этой работой прораб СЗЭМ С.Андрюшенко. 16 апреля 1973 г. провели ещё одну пробу пуска турбины №2. С 30 апреля по 18мая 1973 г. шла горячая обкатка обо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz