Образы минувшего времени : 30-летию газеты «Энергия плюс», 45-летию Кольской АЭС, 50-летию г. Полярные Зори посвящается : [очерки] / Олеся Громова. – Полярные Зори : [б. и.], 2018. – 154 с., ил., фот.
колон ка^ псі -г>пг Ц К К П С С н а К о л ьс ко й # % ’ ѵ / Л И 1 1 /1 1 1 1 1 I1 1 1 U 1 и H W l f l i l ВРЕМЯ ПЕРВЫХ Транспортировка корпуса реактора №1. ма щедрым на солнце, которое шпарило круглые сутки. Особенно «горячо» было на монтаже шести петель глав ного циркуляционного трубопровода. Общий вес каждой петли - под 40 тонн. Чтобы цеплять узлы из нержавеющей стали, стропы обматывали брезентовыми лентами, а под нимать огромные детали и манипулировать ими приходи лось с помощью ручных талей. - Когда стало поступать внутрикорпусное оборудование реактора, можно было зайти вкорзину аппарата или вшах ту, не опасаясь радиации, - вспоминал Ю.П.Поливанный. - Совершенно новое оборудование было чистым и безо пасным. У нас была возможность изучить его изнутри, по трогать руками, зная, что после пуска ты уже к нему никог да так просто не прикоснёшься. Потом события хлынули сокрушительным потоком. Люди работали, не считаясь с должностями и временем. 14октября 1972 г. в20.00 был поставлен под напряжение ре зервный трансформатор собственных нужд 1-ТР, который питал главный корпус АЭС. Декабрьской ночью того же года пришли плиты под опоры главного циркуляционного насоса. Монтажники выгрузили у дверей цеха 24 плиты по 150 кг каждая и уехали. Оставлять их на улице было нельзя. Д.И.Катаузов с тремя турбинистами перетаскали эти пли ты под крышу вручную на носилках. К этому времени от котельной № 2 уже был проложен топливопровод к 8-ми старым пусковым котловагонам, пригнанным откуда-то из Сибири и работавшим на ма зуте (даже тогда они уже считались устаревшим обору дованием). Специалистов нужного профиля на станции не было. Срочно сколотили группу из 12 человек, которые мало-мальски были знакомы с котельными агрегатами. Утром 31 декабря 1972 г. этот эшелон, состоявший из од них паровозов, установили со стороны временного торца машзала и с него подали пар на турбину. Так что, первый турбогенератор раскрутили, когда ещё реакторной уста новки в помине не было. Тогда ТГ-1 был выведен на 3 тыся чи оборотов, испытан и включён в сеть «Колэнерго» на па раллельную работу, выдав первые 4 мВт. Сам машзал всё время достраивали, постепенно сдвигая его временный торец вперёд. «По трубам шёл пар температурой 450°С, они раскалялись докрасна, на них можно было печь кар тошку и кипятить чай», - вспоминал работник турбинного цеха И.А.Евчук. Монтаж реактора начался зимой 1973 года. Когда спе циальный состав остановился на берегу озера, в полуки лометре от главного корпуса, к нему началось настоящее паломничество строителей. Корпус аппарата с виду был похож на обыкновенную железнодорожную цистерну. Впереди находился контрольный вагон с указателями га баритов реактора. Сам корпус лежал на необычном транспортёре, тогда единственном в СССР (он был по строен специально, чтобы перевозить атомные реакторы). Его вшутку называли «крокодилом» - за сходство формы с известным хищником. Длина транспортёра - два вагона, а колёсных пар не две или четыре, как обычно, а шестнад цать. На конструкциях «крокодила» с четырёх сторон над пись: «Внимание! Груз сверхгабаритный, тяжеловесный! С горок не спускать! Толчки и резкие торможения за- .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz