Образы минувшего времени : 30-летию газеты «Энергия плюс», 45-летию Кольской АЭС, 50-летию г. Полярные Зори посвящается : [очерки] / Олеся Громова. – Полярные Зори : [б. и.], 2018. – 154 с., ил., фот.

Ц Н 0 £ і г , % ; ч . I у г nalHHUt ВРЕМЯ ПЕРВЫХ один камнедробильный, полигон железобетона, карьер, арматурный и опалубочный цеха. Лишь на полгода опе­ редил Верочку её будущий муж - в ноябре 1964 г. на кро­ хотной станции, затерянной среди заснеженной тундры, появился ничем не примечательный человек: шапка на одно ухо, другое ухо прикрыл рукой - морозище! Из вещей - спортивный чемоданчик. Председатель зашейковского поссовета, перечитав документы, в которых говорилось, что старший прораб Николай Иванов направлен сюда для организации строительного участка будущей атомной электростанции, с сомнением покачал головой: - Один? Без людей, без техники? - И Москва не сразу строилась! - отшутился тот. Так на­ чалась история одной из крупнейших в стране атомных строек. В тот момент, имея мандат начальника, Иванов стал и главным инженером, и главным механиком, и на­ чальником отдела кадров, и завхозом, и табельщиком. Взял в аренду две бочки-прорабки (бытовки] у зашейков- ских железнодорожников и стал ждать механизаторов- бульдозеристов, машинистов экскаваторов, шофёров. К концу года в п. Северный уже была готова разгрузочно­ складская площадка, заложены первые блоки фунда­ ментов домов № 7 и № 9 по Нивскому проспекту, № 2 и № 6 по ул. Ломоносова в будущем городе. А к весне 1966 г. на Северном появились 113 домиков с минимальной инфраструктурой и социально-бытовыми условиями, по­ зволившими увеличить численность коллектива строителей до 400 человек. В 1967 г. Северный превратился в обшир­ ную промышленно-складскую базу с несколькими подъ­ ездными железнодорожными путями, где вступил в строй собственный бетонный завод. Участок Иванова проложил дороги к объектам, построил отопительный комплекс, те­ плицу, провёл железную дорогу к будущему главному кор­ пусу АЭС. Вте годы на обеспечение строительства нашей станции необходимым оборудованием, специальными конструкциями, техническими средствами работали око­ ло 140 заводов, специализированных предприятий, научно­ производственных институтов страны. В конце 1968 г. начальником Управления строитель­ ства Кольской АЭС был назначен 33-летний Александр Андрушечко. Высокий, ростом около 190 см, большеголо­ вый, с крупными чертами лица и шапкой светлых вьющихся *% ■*! Л1* llrtl 1 ІШіІѴ /1 ипиши '■ CJ" 3R“ “ :11K' парторг Ц К КПСС нр К ольской , волос. Большая физическая мощь, удивительная доброже­ лательность и какая-то особая русскость делала его по­ хожим на былинного витязя и внушала рабочим уверен­ ность в том, что с таким руководителем можно построить не только электростанцию. «На оперативных совещаниях и планёрках, проходивших ежедневно, он так распалялся, что создавалось впечатление, будто своим огромным кула­ чищем способен проломить стол, а его голос так рокотал, что резонировали стометровые трубы станции. Казалось, износа ему не будет никогда», - впоследствии писал о нём председатель Мурманского горисполкома В.И.Горячкин. Чёрную «Волгу» ГАЗ-24 - первую из легковых автома­ шин, прошедших по строившемуся путепроводу над же­ лезной дорогой, Андрушечко периодически водил сам. Старожилы вспоминают, как однажды после празднич­ ного банкета по случаю какого-то торжества Александр Степанович отпустил своего водителя пораньше и отпра­ вился домой, лично сев за руль. Через некоторое время его супруга позвонила вУС КАЭС: «Где муж? Он до сих пор не вернулся с работы». Небольшая компания людей засоби­ ралась по домам и заодно решила поискать начальника Всесоюзной комсомольской стройки. Далеко уехать он не мог - со стороны Северного насыпь и путепровод были уже состыкованы, а со стороны города зияла яма длиной ров­ но с «Волгу». Там-то, на мосту, в нагретой машине и . л _ Первостроители. Супруги Вера Александровна Титанова и Николай Тимофеевич Иванов. 1970-е годы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz