Образы минувшего времени : 30-летию газеты «Энергия плюс», 45-летию Кольской АЭС, 50-летию г. Полярные Зори посвящается : [очерки] / Олеся Громова. – Полярные Зори : [б. и.], 2018. – 154 с., ил., фот.
Ц Н 0 £ і г , % ; ч . I у г nalHHUt ВРЕМЯ ПЕРВЫХ один камнедробильный, полигон железобетона, карьер, арматурный и опалубочный цеха. Лишь на полгода опе редил Верочку её будущий муж - в ноябре 1964 г. на кро хотной станции, затерянной среди заснеженной тундры, появился ничем не примечательный человек: шапка на одно ухо, другое ухо прикрыл рукой - морозище! Из вещей - спортивный чемоданчик. Председатель зашейковского поссовета, перечитав документы, в которых говорилось, что старший прораб Николай Иванов направлен сюда для организации строительного участка будущей атомной электростанции, с сомнением покачал головой: - Один? Без людей, без техники? - И Москва не сразу строилась! - отшутился тот. Так на чалась история одной из крупнейших в стране атомных строек. В тот момент, имея мандат начальника, Иванов стал и главным инженером, и главным механиком, и на чальником отдела кадров, и завхозом, и табельщиком. Взял в аренду две бочки-прорабки (бытовки] у зашейков- ских железнодорожников и стал ждать механизаторов- бульдозеристов, машинистов экскаваторов, шофёров. К концу года в п. Северный уже была готова разгрузочно складская площадка, заложены первые блоки фунда ментов домов № 7 и № 9 по Нивскому проспекту, № 2 и № 6 по ул. Ломоносова в будущем городе. А к весне 1966 г. на Северном появились 113 домиков с минимальной инфраструктурой и социально-бытовыми условиями, по зволившими увеличить численность коллектива строителей до 400 человек. В 1967 г. Северный превратился в обшир ную промышленно-складскую базу с несколькими подъ ездными железнодорожными путями, где вступил в строй собственный бетонный завод. Участок Иванова проложил дороги к объектам, построил отопительный комплекс, те плицу, провёл железную дорогу к будущему главному кор пусу АЭС. Вте годы на обеспечение строительства нашей станции необходимым оборудованием, специальными конструкциями, техническими средствами работали око ло 140 заводов, специализированных предприятий, научно производственных институтов страны. В конце 1968 г. начальником Управления строитель ства Кольской АЭС был назначен 33-летний Александр Андрушечко. Высокий, ростом около 190 см, большеголо вый, с крупными чертами лица и шапкой светлых вьющихся *% ■*! Л1* llrtl 1 ІШіІѴ /1 ипиши '■ CJ" 3R“ “ :11K' парторг Ц К КПСС нр К ольской , волос. Большая физическая мощь, удивительная доброже лательность и какая-то особая русскость делала его по хожим на былинного витязя и внушала рабочим уверен ность в том, что с таким руководителем можно построить не только электростанцию. «На оперативных совещаниях и планёрках, проходивших ежедневно, он так распалялся, что создавалось впечатление, будто своим огромным кула чищем способен проломить стол, а его голос так рокотал, что резонировали стометровые трубы станции. Казалось, износа ему не будет никогда», - впоследствии писал о нём председатель Мурманского горисполкома В.И.Горячкин. Чёрную «Волгу» ГАЗ-24 - первую из легковых автома шин, прошедших по строившемуся путепроводу над же лезной дорогой, Андрушечко периодически водил сам. Старожилы вспоминают, как однажды после празднич ного банкета по случаю какого-то торжества Александр Степанович отпустил своего водителя пораньше и отпра вился домой, лично сев за руль. Через некоторое время его супруга позвонила вУС КАЭС: «Где муж? Он до сих пор не вернулся с работы». Небольшая компания людей засоби ралась по домам и заодно решила поискать начальника Всесоюзной комсомольской стройки. Далеко уехать он не мог - со стороны Северного насыпь и путепровод были уже состыкованы, а со стороны города зияла яма длиной ров но с «Волгу». Там-то, на мосту, в нагретой машине и . л _ Первостроители. Супруги Вера Александровна Титанова и Николай Тимофеевич Иванов. 1970-е годы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz