Мурманской области 60 лет : юбилейный статистический сборник / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике, Мурм. обл. ком. гос. статистики. - Мурманск : [б. и.], 1998. - 83 с. : ил.

Введение Preface Введение 60 лет существования Мурманской области - эго годы превращения глухой окраи­ ны в индустриально развитый регион страны. Специфика экономики области связана с использованием природных богатств Кольского полуострова, ее географическим поло­ жением: это добыча и переработка руд черных и цветных металлов, производство апа­ титового концентрата - сырья для фосфатных удобрений, лов и переработка рыбы, элек­ троэнергетика. Сегодня Мурманская область относится к числу наиболее энерговоору­ женных территорий России. Здесь созданы крупные базы Северного военно-морского флота. Мурманское морское пароходство обладает единственным в мире мощным фло­ том атомных ледоколов, прокладывающих путь в ледяных просторах арктических мо­ рей. Благодаря атомным ледоколам навигация в Арктике стала круглогодичной. В области хорошо развита транспортная инфраструктура, 80 лет назад были по­ строены железная дорога и торговый порт в Кольском заливе. Мурман сделался важ­ ным районом торговых и военных связей России. Базис экономики области закладывался в довоенные годы. В это время началось широкомасштабное освоение природных богатств, шло мощное промышленное строи­ тельство, создавались научно-исследовательские учреждения. Были выстроены: круп­ нейшее в стране предприятие по производству сырья для минеральных удобрений - ком­ бинат “Апатит” и флагман цветной металлургии - комбинат “Североникель” . На карте появились города Хибиногорск (ныне Кировск) и Мончегорск. У незамерзающих вод Кольского залива строился целый город - в Мурманске сооружались рыбный порт, ры ­ боперерабатывающие и другие предприятия, незамерзающий Мурманский торговый порт стал “воротами в Арктику”. Вводились в строй первые гидроэлектростанции. Шло большое жилищно-социальное строительство. Был электрифицирован участок железной дороги Мурманск-Кандалакша. Началось освоение месторождений железной руды в районе станции Оленья. Великая Отечественная война прервала мирный груд и нанесла огромный ущерб экономике региона. Город Мурманск постоянно подвергался бомбардировкам, но про­ должали трудиться рыбаки, портовики, моряки пароходства, железнодорожники. В го­ ды войны через мурманский порт прошла почти четвертая часть грузов, доставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу морским путем. За заслуги перед Родиной, за мужество и стойкость, проявленную в военное время, городу Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание “Город-герой” . Сразу после освобождения области началось интенсивное восстановление эконо­ мики. Уже через 2 года был превышен довоенный уровень производства промышленной продукции и вылова рыбы , к 1950 году не только полностью восстановлены, но и рас­ ширены промышленные предприятия, транспортная инфраструктура, жилищный фонд, медицинские и культурно-бытовые учреждения. Наиболее бурный рост экономики отме­ чался в следующее десятилетие (50-60 годы). Однако постепенно он сменился годами застоя. Образовалась диспропорция меж­ ду расширением добычи первичных сырьевых ресурсов и развитием перерабатывающей промышленности. В капитальном строительстве произошел разрыв между объемами затрачиваемых вложений и вводом в действие основных фондов, повлекший рост неза­ вершенного производства. Упала эффективность производства. Катастрофически вырос неудовлетворенный спрос населения. Разразившийся в 90-х годах общий кризис в экономике России имел тяжелые по­ следствия в Мурманской области. Ориентация экономики области к нуждам сверхдер­ жавы осложнила переход к рыночному укладу. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz